Продолжаем ответы на ваши вопросы, заданные в предыдущем опросе:
Добрый день, Елена!
Вопрос хороший, спасибо за него! Многие мамы тоже его поднимали. Когда-то я отвечала на похожий на ваш, вопрос: «Дочь расстраивается от сказок» — можете так же почитать по этой ссылке.
А теперь давайте разберемся с текущей ситуацией.
Любой мультик несет в себе сильную психическую энергию, воплощенную в образах и выраженную в их динамике. Только в зависимости от жанра и тематики, эта энергия может быть разной: как созидательной, побуждающей к каким-то новым открытиям в окружающем мире и особенно — в мире отношений между главными героями, так и разрушительной, которая ярко проявляется в каких-то негативных моментах сюжета (споры, ссоры, драки, обида, страх и т.д., т.п.).
Что происходит, когда мы даем смотреть мультики детям?
Для начала нужно вспомнить, что восприятие сюжета в телепередаче и из книжек у самых маленьких деток (до 3 лет условно) сильно разнится от восприятия в старшем дошкольном (5-7 лет), школьном возрасте (после 7 лет), и у взрослого.
Говоря простым языком, многие малыши до 3 лет, когда видят какой-то мультик, слышат реплики между персонажами из мультиков или книг, читаемых мамой, часто всей душой идентифицируют себя с главными героями сюжета. Как будто это с ними происходит. Только видео привносит более сильный контраст и эффект. Одно дело, когда слышишь, как мама читает: «…яичко упало и разбилось… плачет дед…плачет баба…» и другое дело, когда на экране видишь реальное происшествие с разбитым яйцом, плач бабушки-дедушки, их слезы в три ручья…
В обоих случаях (видео и чтение) ребенок мысленно соотносит себя с персонажами и примеряет на себе их чувства на неосознанном уровне…
И если он понимает, что НЕ ХОЧЕТ, чтобы, к примеру, «дед и баба плакали, а яичко — разбилось» — он будет переживать, жалеть и даже плакать, отказываясь слушать/смотреть дальше.
Простой пример из жизни. Наверняка вы замечали. Стоит одному ребенку заплакать, за ним могут подтянуться и остальные малыши, «пореветь за компанию» ))) Настолько сильно близко они способны принять чувства другого, ощутить их на себе. Психическая синергия, одним словом.
Еще пример, знакомый мамам. У вас бывало такое, что в вашей душе полный раздрай, хочется натурально завыть от обиды на кого-то или на что-то. Вы пытаетесь сдерживаться, несмотря на то, что хочется поплакать, посидеть одной — и идете к ничего не подозревающему крохе.
А он? Соприкасаясь с вами, такой напряженной и «деревянной», ощущая на ментальном уровне нависшую «тучку», малыш испытывает потребность разрядить эту обстановку. Как? Ответным плачем и капризами. Как будто считает: вместе поплачем, покапризничаем и станет легче! )))
Эта психическая связь на простых примерах помогает понять, что же происходит, когда такой кроха смотрит мультик, в котором происходит много общения и соприкосновения главных героев друг с другом.
Если взять «Лунтика», там сюжет достаточно динамичен: у Лунтика много приключений, которые подстерегают буквально на каждом шагу с рождения. Он и его друзья то ссорятся, то мирятся. Кто-то делает пакости, кто-то сильно обижается на всех, кто-то балагурит, кто-то трудится, кто-то инфантилен, а кто-то менторски поучает.
Разобраться в этих отношениях бывает не просто и детям постарше, а малыши просто впитывают каждый поступок. Они еще не умеют критически анализировать, пока что они просто принимают происходящее на экране «как есть». И переживают в себе, будто это с ними все происходит.
Что касается детей старше 5 лет. Для них отношения между героями приобретают более осмысленный характер. Они с интересом следят за сюжетом, умеют отделять себя от главных героев в том плане, чтобы не становиться с ними «на одну доску». И, в то же время, способны проводить параллели между понравившимся героем и собой, проигрывать этот образ на выбор, становясь, к примеру, то сказочной Феей, то могущественной царицей, то Суперменом, то роботом Валли, то отважным завоевателем далеких земель…
А что касается взрослых, я думаю, нам с вами все понятно )). Мы воспринимаем мультики как сказку-развлечение, в некоторых случаях, как познавательно-развивающий элемент для ребенка, а также (чаще всего) как один из вариантов приятно провести время, наблюдая за понравившимся героем. Причем, не забываем временами поучать своих деток умными словами, типа «вот что бывает, если…» далее вставьте то, что вертится у вас на языке. ))
Также есть еще важный момент, на который я хочу обратить ваше внимание. Помимо возраста ребенка, учитываем и его психическую готовность. Чтобы проще понять, что я имею в виду — просто вспомните, что есть очень чувствительные и ранимые дети (условно называю «тонкокожие»), и есть просто «толстокожие». Это тип темперамента, тип нервной системы у конкретного ребенка предопределяет его наиболее часто встречающуюся реакцию на какое-то событие.
В данном случае, Елена, очень возможно, что ваша дочка принадлежит к «тонкокожим», она чувствительна к конфликтам, к динамичным, экспрессивно выраженным эмоциям. Пока она мала, рекомендуется не перегружать ее сильными впечатлениями, пусть ваш принцип будет «постепенно и плавно».
С возрастом дочка может приобрести чуть бОльшую «толстокожесть» — только пусть это будет не форсированный рывок, основанный на ломке природной чувствительности, а естественный, преобразующий под влиянием различных житейских ситуаций. Подобно тому, как молодое деревце на этапе нежного ростка защищают от сильного ветра, а по мере роста и укрепления корней, ствола и кроны, подобная опека уже не актуальна. Ваша дочка вырастет, оставаясь чувствительной, и в то же время, будет эмоционально устойчивой.
Желаю вам радости и мудрости в общении с дочкой!
————
Дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки, если у вас есть какие мысли по этой теме — пишите в комментариях, почитаю их 🙂 Если статья вам понравилась — буду рада, если кликните на кнопочки соц.сетей в самом низу статьи и поделитесь ею с друзьями. Спасибо!
Спасибо, Татьяна!
Виктория, пожалуйста❤️
Анна, насчет просмотра мультов — здесь очень желательно возраст сдвинуть попозже, в идеале — с 3 лет можно начинать. В раннем возрасте детям нужно больше движений, развитие мелк. моторики (лепка, рисование, конструирование), гимнастические упражнения, подвижные игры с подручными материалами. Здесь в тот период наибольшую активность идет восприятие мира через реальные объекты, поэтому рекомендуется как можно реже подпускать деток к электронным игрушкам-гаджетам 🙂
Насчет того, какие мультики лучше — простой совет: смотрите сами и примеривайте, поймет ли ваш ребенок тот или иной сюжет, реплики героев? Всегда актуальны классические советские, на которых выросло наше поколение, с них идеально начать знакомство с мультяшными героями (опять же не забываем про возраст и длительность не более 10-15 мин/день — для малышей и не более 30-45 мин — для старшего дошкольного возраста).
Оксана, сильные впечатления — это те, которые утомляют, возбуждают и, тем самым, провоцируют ребенка на излишние капризы, беспокойство и трудности засыпания . От них нужно оберегать.
По поводу позволять или не позволять — я думаю, ответ понятен. Вряд ли уместно давать, если малыш не готов, плачет и отказывается. Всего нужно в меру и подбирать мультик соответственно возрасту.
Спасибо за разъяснения детского понимания происходящего на уровне психики. Думаю, у дочери это было возрастное становление психики, в след за которым шли слезы и сопереживание персонажам, я с ней обсуждала происходящее и находила хороший конец истории. Лунтика она любить не перестала:), но после окончания кризиса двух лет она стала с одной стороны более эмоциональной в жизни, но с большей легкостью стала воспринимать сюжеты.
Я не совсем поняла Ваш ответ — так позволять детям смотреть мультики от которых он расстраивается, или нет? Что Вы имеете ввиду под «не перегружать сильными впечатлениями»?
Оксана, сильные впечатления — это те, которые утомляют, возбуждают и, тем самым, провоцируют ребенка на излишние капризы, беспокойство и трудности засыпания . От них нужно оберегать.
По поводу позволять или не позволять — я думаю, ответ понятен. Вряд ли уместно давать, если малыш не готов, плачет и отказывается. Всего нужно в меру и подбирать мультик соответственно возрасту.
Здравствуйте! Интересная статья! А подскажите, пожалуйста, какие мультики вы бы порекомендовали детям от 1,6 лет? И сколько в день можно их смотреть? Заранее спасибо!
Анна, насчет просмотра мультов — здесь очень желательно возраст сдвинуть попозже, в идеале — с 3 лет можно начинать. В раннем возрасте детям нужно больше движений, развитие мелк. моторики (лепка, рисование, конструирование), гимнастические упражнения, подвижные игры с подручными материалами. Здесь в тот период наибольшую активность идет восприятие мира через реальные объекты, поэтому рекомендуется как можно реже подпускать деток к электронным игрушкам-гаджетам 🙂
Насчет того, какие мультики лучше — простой совет: смотрите сами и примеривайте, поймет ли ваш ребенок тот или иной сюжет, реплики героев? Всегда актуальны классические советские, на которых выросло наше поколение, с них идеально начать знакомство с мультяшными героями (опять же не забываем про возраст и длительность не более 10-15 мин/день — для малышей и не более 30-45 мин — для старшего дошкольного возраста).
Это понятно, что лучше с 3 лет, но вот мы, например, учим второй язык и нам нужно погружение в языковую среду, поэтому я использую их. К тому же я думаю 10-15 минут в день не так сильно повлияют на физическое развитие, если они бегают не присев ни на минуту)) Ну и лучше все-таки включить мультик и хотя бы например, что-то приготовить покушать, чем резать морковь и думать, а что он там делает в комнате, не покалечит ли себя?
Здравствуйте, моей доченьке 2 года, ее любимый мультфильм «Бэмби», она часто говорит о событиях которые там происходят, каждый день включить его, поначалу я разрешала, а потом она даже просыпаясь ночью, говорила о нем, теперь я стараюсь выдержать паузу, говорю, что Бэмби с папой ушли в лес, она все понимает и ждет, иногда спрашивая, не вернулись ли они. Правильно ли я поступаю, и что мне делать дальше? Спасибо.
Татьяна, хорошо, что делаете паузы, важно все в меру и избегать зацикленности.
Со старшей дочкой (ей уже 19) в детстве был похожий случай. Мультиков тогда, в 90-е, не было ещё так много, как сейчас. Было ей наверное 3,5 или 4 года, она смотрела мультфильм «Земля до начала времён», первую серию, в которой погибает мама динозаврика. Заходим с папой в комнату — на экране самый трагический момент и дочка рыдает в три ручья. На вопрос, почему плачет едва добились маловразумительного «Динозаврика жалко и маму тоже». Папа детских слёз не переносит, рассердился: «Ну и не будешь тогда мультики смотреть, раз плачешь» (как будто всегда только смеяться надо). А я была не то чтобы довольна ситуацией, но просто увидела, что дочь может сопереживать героям, выражать свои эмоции, да и был повод обсудить увиденное, пожалеть динозаврика и т.д
Наталья, да, сопереживание — это очень ценное чувство.
Я вам скажу что я-то сама, будучи мамой, и будучи взрослой (27лет) чутко реагирую на происходящее. Иногда после просмотра новостей могу расплакаться. Выход вижу в изолировании от негатива, но, конечно, надо что-то делать, потому что, к сожалению, мир полон жестокости…
Надо же, у меня сын так реагирует на мульт «самолеты», убегает, держится за меня (как бы слегка прячась за меня, но и в то же время выглядывает из любопытства а что там происходит?) а, первые просмотры вел себя спокойно, с интересом,, что случилось с неоднократным повтором…., не понимаю, но, больше ему не включаю. При предложенном выборе «какой будешь смотреть» он этот пропускает без реплик и комментариев. Сейчас 2г и3м.
Инна, может, во время повторных просмотров, он теперь играет в игру, как будто самолетики движутся в реальности и сам пугается от этого )) Думаю, лучше не перевозбуждаться, подрастет, острота сгладится.