Сегодня я хотела затронуть одну интересную и серьезную тему. О ней я напишу кратко, хотя по ней можно говорить часами.
Вы, наверно, замечали, как часто родители (да и мы сами) награждают своих детей разными кличками, прозвищами, от ласковых и нежных до уничижительно-презрительных. Если себя вспомнить в детстве – скорее всего, вы тоже получали в свой адрес несколько таких “ярлычков”.
Быть может, вам было приятно, а может, даже протестовали. Особенно, когда ваша мама или папа выговаривали за какой-то проступок: “Опять весь перепачкался?! Ну и Хрюша!” или “В кого ты такой уродился, прям не знаю, горе ты мое луковое!…” и т.п.
А ведь любые характеристики от взрослых прочно оседают в детскую головку.
Вот мама торопит медлительного сына или дочку, недоумевает, почему тот застревает на, казалось бы, простейших действиях. И терпение порой не выдерживает: начинает делать все за него, попутно награждая словами типа: “Что ты как Соня”, “О чем мечтаешь?!”, “Ничего у тебя не получится, дай-ка я сама…”, и т.д.
Или ребенок периодически плохо ест. Вот такой малоежка. И отлично себя чувствует. А мама что? В разговоре с подругой или соседкой она вздыхает в присутствии ребенка: “Совсем ничего не ест!”, “Он у меня — болезненный”…
А ребенок стоит и слышит про себя. “Я плохо кушаю, я болезненный”… И, действительно, болеет часто, снижается аппетит.
Малыш только осваивает круг общения со сверстниками, с незнакомыми держится к родителям поближе. А мама может сказать своему собеседнику: “Он у меня не любит общаться”, “Он такой, стеснительный…”.
Ребенок запоминает: “Я стеснительный, лучше не общаться, а то еще влипнешь в какую-то неловкую ситуацию..”. И стесняется еще больше.
Не только вне дома, но и в семье в адрес ребенка могут звучать самые разные эпитеты:
- отрицательные (“Лентяй!”, “От рук отбился!”, “Неблагодарный!”, “Какой ты жестокий, маму(папу, бабушку) не жалко”).
- и положительные (“Ты – мой умница!”, “Как ласково ты гладишь кошку”, Ты добрый – помог бабушке найти свои очки”, “Молодец – ты меня всегда радуешь!”, “Солнышко”, “Живчик”, “Шустрик” и т.д.).
Каждое наше слово про ребенка и по отношению к нему всегда несет свою эмоциональную окраску и смысл. Маленькие совсем малыши, которые еще лежат поперек кровати, воспринимают обращение к себе в эмоциональном тоне. Они могут не знать значения слов, но прекрасно улавливать настроение родителей. После года-полутора дети уже усваивают смысловое значение всех эпитетов, которые они получают в своей жизни. И тут важный момент: это их программирует на определенное поведение.
Другими словами, эпитеты и характеристики, которые родители присваивают своему сыну или дочке часто становятся в основу поведения ребенка!
Если родители считают, что их малыш неуправляемый – он будет вести себя в соответствии с этим представлением. Если они, напротив, ищут хорошее в ребенке – они эти положительные качества будут невольно усиливать.
Помните, недавно в своей статье я говорила про то, когда нужно уделять внимание ребенку? Именно тогда, когда он не балуется, слушается, охотно сотрудничает с вами, всегда готов вам помочь, стремится радовать своими успехами и т.д. А отрицательное поведение ставим в игнор. И здесь идет закрепление положительного поведения )) Вот и весь секрет!
Поэтому старайтесь контролировать свои мысли и слова. Пусть каждое слово будет тщательно проверено, настройтесь на положительные черты в характере ребенка и вы с удивлением увидите, как стало легко и просто с ним общаться!
Никогда бы вот не догадалась. Но у ребенка в садике была «вежливая неделя», и уже с год он почти ежедневно подойдет и начинает называть меня ласковыми словами «нежная, любимая, ласковая» Иногда еще чего-нибудь добавит. И я в ответ тоже говорю ему «сильный, умный, смелый». Если не скажу в ответ, он просит, чтобы я ему ответила. Так мой ребенок приучил меня часто говорить ему ласковые слова. Но у меня теперь проблема, как бы его называть ласково так, чтобы это отражало его суть и развивало его. А не только стандартные слова. Ведь он у меня далеко не самый-самый по ряду физиологических причин и никогда не будет самым-самым. Но для меня он самый любимый.
хм…
Из положительных характеристик «молодец, смелый, добрый, умный» и пр. вообщем стандартненько, по ситуации. Где-то читала. что тоже не очень хорошо, а надо хвалить как-то заковыристо, чтобы непонятно было, что это похвала, но это я рехнусь тогда..))))
Говорю еще что-то типа,» ну вот это у тебя отлично получилось»)
Из отрицательных — «молодца!», «ах ты, мое счастье (ну, вместо горя лукового)))
Если ОЧЕНЬ зла, то ору «не подходи ко мне, я страшно на тебя зла! Отойди, могу сделать тебе больно/ударить!» но пока еще ни разу не сделала)))
что сказать — как корабль назовешь, так он и поплывет. Если ребенку будешь говрить, что он плохой, то он таким и станет. Ведь наши слова и мысли не просто так вылетают, они материальные. Я для себя давно заметила — как только расскажешь о болезни кому-нибудь, так потом очень трудно выздороветь, да и болеть начинаешь часто. Проверено увы, на своих детках.
Таня, классная заметка! Хоть коротко да информативно. Я тоже много об этом думала, недавно переосмыслила опыт из своего детства… В основном меня хвалили, давали мне «хорошие эпитеты», но однажды стали меня папа и братья (скорее даже папа) называть за что-то лисой, не помню почему, типа я хитрила что-то… И вот приклеилось лиса-лиса на какое-то время. Я и стала хитрить специально прям… Постоянно придумывала хитрости разные. Потом только до меня как-тодошло что это не моя натура, я вообще ни хитрить ни врать не люблю да не умею…
Машеньку всегда так и награждаем хорошими эпитетами:) Но вот в твоих примерах какой нашла, надо исправлять : «Она стесняется»…