Сегодня ко мне постучалась воспитатель и педагог, которая не могла разобраться с поведением одной малышки.
У них мини-садик на 5-7 человек, возраст от самых маленьких 1.2 до 3 лет.
Мама привела к ней дочку в 2.4 годика. Тихая, послушная, ходящая хвостиком за воспитателем, девчушка устраивала сильные истерики дома. Обижала сестренку, не слушалась маму с папой, била игрушки… И мама была серьезно обеспокоена.
После беседы выяснилось, что в этой семье мама с младшей дочкой сидит дома, а старшенькая идет в садик на целый день…
Нетрудно догадаться, что происходило в душе у малышки.
Итак, если вы планируете отдавать своего ребенка в детский садик — прочтите вот эту памятку:
- Ребенку младше 2,5-3 лет тяжело оставаться в садике на целый день. Знакомство и адаптация должны начаться постепенно во временном интервале с 1-2 часов и плавно увеличиваться до времени обеда, затем времени сна, затем времени после сна и т.д. пока не установится устойчивая ассоциация «садик — это классно и не страшно».
- Оптимально знакомство с садиком начать после 3,5-4 лет. Это возраст, когда дети играют с друг другом, т.к. до этого времени они лишь играют РЯДОМ. В этом большое различие.
- Если в доме ожидается новорожденный или есть маленький братик/сестренка, знакомство с садиком лучше перенести на полгода раньше рождения младшего или позже в зависимости от возраста старшего ребенка.
- Вы уверены, что ребенку будет комфортно в группе? Не знаете? Понаблюдайте, как он ведет себя в песочнице или на игровой площадке со сверстниками. А теперь умножьте все его реакции и впечатления в 2 раза, как минимум.
Потому что на площадке с ребенком стоит мама или другой близкий ему человек. А в садике он будет один справляться со своими переживаниями. - Достаточно сильно зависит адаптация от темперамента и типа личности ребенка. Легче привыкают дети с сильной устойчивой нервной системой — сангвиники. Флегматики могут быть внешне спокойными, но их переживания видны не сразу. Холерики с их бурной реакцией могут все чувствовать в более утрированном виде: загораться от восторга или плакать навзрыд. И особое внимание к деткам — меланхоликам. Эти малыши очень глубоко переживают все изменения в их жизни, начиная с расставания с мамой на пороге садика и заканчивая тем, что происходит вокруг них в группе.
- Не менее важной является наличие базовых навыков самообслуживания. Все вопросы с сосками, бутылочками, висами на груди, памперсами, горшком, самостоятельной едой, жеванием и т.д. по возможности лучше решить до садика.
Да, в группе есть мощный элемент подражания и не умеющие детки выравниваются наряду с умеющими делать то или иное. Но такое работает не со всеми детками (смотрим предыдущий пункт) - И важная деталь в адаптации — уверенность мамы в своем ребенке и готовность чутко реагировать на любые изменения в самочувствии и поведении своего малыша. Бывает частой ситуация, когда ребенок готов морально и физически к садику, но мама так трясется над ним, что тревога сопровождает такого малыша все время и провоцирует на сильные душевные переживания. Или наоборот, холодная мама, не замечая смятения у своего ребенка, снова и снова вовлекает его в жизнь садика, в то время как у крохи уже идет нервный срыв и он решает поболеть долгое время…
И напоследок вопрос, который часто звучит:
«Обязательно ли водить своего ребенка в садик?
«Нужен ли он моему сыну или дочке?»
Ответ на него сильно зависит от того, что именно вы хотите получить от садика? В какой ситуации вы находитесь?
САДИК НУЖЕН, если мама вынуждена выйти на работу, а ребенка оставить не с кем и нанять/попросить кого-то нет возможности. Собственно говоря, такой вопрос и не возникает. Потому что других вариантов в такой семье нет.
САДИК НУЖЕН, если ребенок активен, подвижен и стремится к контактам с детками. Он хорошо себя чувствует в группе сверстников и с удовольствием включается в ритм жизни садика.
САДИК НУЖЕН, если ребенок почти не имеет ни с кем контактов со сверстниками как дома, так и в пределах дома. «Дети-затворники», не приобретая опыта общения, легко пугаются шума и динамичных движений сверстников. Чем старше они, тем тяжелее им дается вхождение в группу, коллектив.
САДИК НЕ НУЖЕН, если ребенок растет в многодетной семье и/или ведет насыщенную различными контактами со сверстниками жизнь. У него есть время на игры и на занятия, он, фактически, погружен в развивающую среду постоянно.
САДИК НЕ НУЖЕН, если малыш еще слишком мал и тяжело расстается с мамой. У него еще нет сформированного базового чувства безопасности, которое дает основу для формирования более широких контактов с миром вне семьи.
САДИК НЕ НУЖЕН, если ребенку комфортно с самим собой: он с удовольствием рисует, делает поделки, играет, читает и т.д. не испытывая одиночества. И он так же спокойно контактирует со сверстниками. И им этого достаточно. Примеры — дети-интроверты.
Вот в целом ключевые моменты, о чем нужно помнить, когда вы подходите к вопросу о садике. И пусть ваше решение будет продуманным и осознанным во благо как ребенку, так и всей семье.