У каждого из нас были такие ситуации, когда пытаешься что-то сделать — и не получается. Возьмем любую сферу: будь это учеба в школе, трудные экзамены в университете, сложные отношения с мужем/женой/родителями/детьми.
Не получается и все тут… Порой хочется все бросить и забыть об этом. Знакомо? Себя мы можем вытащить из болота, снова все начать, что-то изменить и добиться успеха :). А если не получается у самого ребенка? Так многие родители теряются в этом вопросе.
Вспоминаю один эпизод, который был у моей дочки еще во 2 классе.
Когда Аня однажды принесла тройку по русскому — она была очень подавлена. Имея пятерки по всем предметам, тройку она воспринимала как крах своей учебе. Сердито спрятав листок с хиленькой тройкой, она наотрез отказалась повторить нужную тему.
И напрасно я ей пыталась объяснить, что тройка лишь говорит о том, что это правило нужно еще раз повторить и закрепить на упражнениях. А не о том, что она будто троечница. Она и слышать не хотела.
Я понимала, что нужно что-то изменить в моем подходе к ней. Вздохнув, я встала со словами:
— Хорошо, когда ты будешь готова, мы потренируемся. А сейчас делай другие уроки.
Я ни слова больше не сказала про русский в тот вечер. Она с удовольствием сделала математику (любимый предмет), пересказала отрывок по литературе и выполнила задание по английскому.
И вот уже пора ложиться спать. Мои мысли крутились: «Аня ведь не готова по русскому, а уже пора спать…» — думала я, глядя, как дочка собирает портфель. Ее руки коснулись учебника русского языка. Аня вдруг вытащила тот самый листочек с самостоятельной работой с тройкой и протянула мне.
Я поняла, что она готова разобрать свои ошибки. Улыбнулась ей ободряюще и мы сели за стол.
Непокорное задание вдруг обрело смысл и Аня увидела, в чем была ее ошибка. Работу над аналогичным упражнением сделала с видимым удовольствием.
Через день Аня радостно выбежала после уроков:
— Мама, а у меня по русскому пятерка!
Я крепко обняла ее, поцеловала и тихо сказала в ушко:
— Ты справилась! Умница моя!
————————————
Для себя я сделала несколько пометок:
Когда у ребенка что-то не получается, не нужно сразу бежать помогать, пока он не готов принять эту помощь. Порой нужно немного подождать и понаблюдать за ним.
Когда ребенок старался какое-то время, но сейчас отказывается приложить усилия — это может служить сигналом, что он сейчас исчерпал свои моральные и физические силы. Как ни странно, иногда требуется время, чтобы у него появилось желание еще раз попробовать. Если мы подгоняем в тот момент, когда он разочарован, расстроен, если увещеваем и уговариваем, не учитывая его психологическое состояние, то рискуем спровоцировать эмоциональный взрыв.
Бывают ситуации, когда нужно что-то сделать в обязательном порядке, причем ждать нет времени, а ребенок уже не хочет или не может. Примером может быть отказ ребенка идти ножками, а мама с тяжелыми сумками не в состоянии взять его на ручки (кстати, была такая ситуация в предыдущем посте блога «Как не надо останавливать детскую истерику«). Тут очень поможет создание интригующего сюжета или просто включение игры в ситуацию. Мама может удивленно воскликнуть: «Ой, кто там за этим деревом прячется?! А ну-ка давай потопаем и посмотрим?!» или «Давай сосчитаем, сколько белых машин едет… гляди! Вот одна! А вот вторая…» или «Покажи мне, как ходит утка?..» и т.д.
Если у ребенка что-то действительно не получается — это еще не повод рвать на себе волосы. Не умеет еще ходить на горшок, в то время как его сверстники уже давно им пользуются? Не кушает самостоятельно, в то время как соседская Маша с 11 месяцев лихо управляется ложкой?… и таких примеров противопоставлений можно привести много. На самом деле такие сравнения вряд ли помогут вам приблизиться к решению. Вот самые главные вопросы, который вы должны задать себе:
- Все ли я сделала для того, чтобы мой ребенок научился этому навыку?
- Способствует ли окружающая среда формированию этого навыка?
Тут все просто. У ребенка есть две важнейшие зоны развития:
Первая — зона его умений и навыков, т.е. то, с чем он уже хорошо справляется сам.
И вторая — зона ближайшего развития. Это та зона, в которой ребенок может что-то делать с помощью взрослого. Пока что.
Обучая ребенка ползать, садиться, вставать, держать ложку, ходить на горшок и т.д., мы должны находиться в его второй зоне — зоне ближайшего развития. Мы создаем ему благоприятные условия для появления и закрепления этих навыков. И как только он освоит это — мы должны уступить ему право делать это самому без нашей помощи. Это умение теперь перейдет в его первую зону. Это теперь его ответственность.
На консультациях я сталкиваюсь со множеством ситуаций, когда мамы и папы забывают про эту особенность развития и их дети долго застревают на одном и том же этапе. Например, трех- и четырехлетний ребенок до сих пор не умеет есть сам — его кормит мама. Пятилетний до сих пор сосет соску, прогуливаясь с бабушкой в парке…
Когда спрашиваешь, как так получилось — ответы часто бывают похожими:
— Нет времени дожидаться, пока ребенок это сделает сам, он такой копуша…
— А он и не хочет! Наотрез! Приходится делать все за него…
В первом случае достаточно выделить время и дать ему право сделать самому, пусть и не очень умело, но самому! Спокойно и доброжелательно, без нервных подгонов и критики. И еще очень важно — не упустить благоприятный возраст для данного навыка.
А во втором… тут надо проанализировать, а почему так сложилось, что он не хочет? Ведь так задумано, что ребенок в своем развитии обладает огромной жаждой познания. Буквально каждую минуту он узнает что-то новое, овладевает новыми навыками, становится все более и более самостоятельным. Тогда откуда такой отказ? Видимо, где-то в прошлом его жажду познания оборвали, ему «обрезали крылья» и ребенок больше не стремится идти вперед. Он стал пассивным. Так удобно. Проще. И ему и маме. Вот здесь и кроется большая опасность.
Резюмируя сказанное, еще раз напомню — всегда будьте во второй, ближайшей зоне развития ребенка. Чтобы он мог тянуться и идти за вами вперед на пути самостоятельной, осознанной и поэтому счастливой жизни! Вы это знаете и у вас все получится!
Здравствуйте, Татьяна!
Решила задать Вам вопрос через комментарии
Я зарегистрировалась в Вашей партнерской программе и хотела уточнить Ваше замечание в тексте партнерской программы: » не использовать полное копирование сайта и моего домена».
Поэтому все-таки, я хочу уточнить, могу ли я использовать свою iframe — страницу с Вашей партнерской ссылкой, но на моем домене, как обычно я это делаю? Копированием сайтов я не занимаюсь.
С уважением, Валентина Колесникова
Валентина, здравствуйте! Да, можете использовать свою iframe — страницу на Вашем домене с партнерской ссылкой.