Сегодня у нас — «вечный» вопрос от мамы трехлетки. «Моя» и «чужая» игрушка.
Здравствуйте, Елена.
Малыши до 2-3 лет часто воспринимают игрушки как продолжение самих себя, причем они могут искренне считать, что все игрушки, которые они видят вокруг себя — принадлежат им. Понятия «мое -твое» еще недостаточно сформированы. Поэтому мы с вами можем наблюдать такую ситуацию, как ребенок спокойно подходит к другому и молча забирает его лопатку или машинку поиграть.
А если ему скажешь, что нужно либо меняться, либо отдать — сильно сопротивляется, даже плачет.
В вашем случае у сына понимание, что игрушка «чужая» — находится на стадии формирования. Он пока еще учится различать свое и чужое. Да, он может понимать, что это «не его», однако ему еще нужно это усвоить не только на теоретическом, но и на практическом уровне.
Не только знать, что данная игрушка принадлежит, к примеру, Виталику, но и быть готовым принять отказ, если Виталик не захочет с ним делиться/меняться/отдавать ему свою игрушку.
Как формируется эта готовность?
Основную информацию об отношениях в окружающем его мире и о своем месте в нем ребенок получает из семьи. Именно в семье закладываются базовые понятия чувства принадлежности к чему-то/кому-то и обладания конкретными правами на что-то.
Например, вся семья садится обедать, малыш хорошо понимает, что его место вот здесь, потому что он там постоянно сидит. И никто его место не займет (кстати, распространенная детская ревность у старшего с появлением младшего может иметь подобные корни, когда старший ощущает, будто младший вытеснил с его места в целом. Это чувство очень сильное и может осложнить ситуацию, если вовремя не принять меры, и четко не расставить границы у деток).
Мама складывает детские вещички в определенном месте на полочке в ящике комода или в шкафу, и ребенок видит, что там — его полочка. Так же обстоит дело с игрушками, книжками, кроватью и т.д. Одним словом, у ребенка, даже если это это годовалый малыш, должно быть свое местечко: комната или хотя бы уголок в квартире или доме, где он отдыхает, играет, и где расположены его игрушки на своих местах. Это — его личное пространство. ))
У родителей тоже есть свои вещи и их личные места: например, у папы — важные бумаги лежат на столе в кабинете, у мамы — неоконченное вязание на полке, и эти вещи ни в коем случае нельзя хватать без спроса.
Так формируется начало границы принадлежности. Папины вещи. Мамины вещи. Максимкины вещи. Нужно учиться спрашивать разрешения, и если нельзя — значит нельзя. Если в семье эта граница размыта, ребенок не будет понимать, почему мама в ужасе хватается за голову, видя расползающееся вязание, а папа орет благим матом над смятыми и разорванными бумагами…Он же просто взял поиграть.
В детском саду игрушки, как правило, общие — каждый ребенок может их взять для своей игры. Однако и здесь идет формирование уважения к игре другого ребенка. Обычно опытные воспитатели показывают детям правила, помогают им сосуществовать рядом, играя, не мешая друг другу, а при возникновении сюжетно-ролевой игры дети уже сами активно интересуются совместной игрой, охотно распределяя игрушки по ролям между собой. Это происходит ближе к 3-3,5 годам и старше.
Что касается игр во дворе — здесь ребенок проявляет именно тот опыт, который вынес из семьи и из садика. Он ведет себя, как его научили. Чужие игрушки всегда интереснее — как в той пословице «а травка у соседа всегда зеленей».
Поэтому, помимо понимания границ, важно еще проанализировать следующие вопросы:
- Как вы поступаете, когда ваш ребенок начинает что-то просить и переходит на капризное требование?
- Как ребенок воспринимает ваш отказ и продолжает ли настойчиво добиваться своего, чтобы вы уступили?
Ответив на эти вопросы, вы лучше поймете причину поведения вашего сына на детской площадке, почему у него присутствует ожидание во что бы то ни стало получить именно «ту» игрушку, вместо того, чтобы довольствоваться своей или предложить тому ребенку играть вместе.
———————
Дорогие родители! Делюсь нашей радостью! Анечка успешно закончила 1 класс! :))) Дочка очень старалась и это ее заслуженная победа!
И, конечно, мы с дочкой будем рады вашим поздравлениям в комментариях! :))
Всё складывается из небольших побед. В дальнейшем они приведут к более крупным победам. Первый класс-это почин, первый шаг навстречу к осмысленной жизни ребёнка. Пусть Вам вернётся вся та доброта, которую вы делаете людям, и Ваш ребёнок всегда будет радовать своих родителей и приносить Вам как матери энергию.
Анна, спасибо сердечное за теплое пожелание! 🙂
Мы готовимся к второму ребенку, волнуюсь, думаю как подготовить 2х летнего к пополнению, поэтому очень полезную информацию почерпнула с этой статьи
Присоединяюсь к поздравлениям окончания первого класса!!!
Истинный праздник для мамы!!!
Будьте здоровы!!!
Инна, это точно, спасибо! 🙂
Ирина Морозова
Спасибо за статью, но, если честно, я так и не нашла ответ для себя как поступать в такой ситуации. Конечно, я говорю, что игрушка не твоя, у тебя тоже есть такая коляска, но ты не захотела ее брать на улицу (да даже если возьмет точно такую игрушку все равно будет просить чужую). Обижается до истерики. И говорю и ругаю. Сценарий один. Стараюсь на улицу брать разнообразные игрушки, чтобы дети хотели поменяться. Нам 2.7, очень волнуюсь, как она будет в садике — постоянно обижаться?! Дома беседую на эту тему, говорю, что нельзя трогать вещи старшего ребенка, но на улице повторяется все сначала. У самой сердце щемит, когда вижу, что дочка отдает все что у нее есть, все игрушки (прямо в руки кладет), за какую-нибудь мелочь (но чужую) и стоит такая растерянная — не понимает почему отвергли ее предложение. С другой стороны я расцениваю такое поведение как элемент упорства. Старший тоже добивается всего, что хочет- может отдать все свои деньги, чтобы ему купила какой-нибудь гаджет и даже не думает, что через неделю-другую он ему надоест, а денег не будет. Мы, конечно, не все делаем, что он захочет, но, путем компромиссов, он не остается в проигрыше. Вот и не знаю хорошо это или нет. Думаю, что девочка — это маленькая копия и игрушки это только начало.
Большое спасибо за полезную информацию! Нашей малышке пока 7,5 месяцев, но на вооружение уже взяли!:)
И конечно поздравляем с таким важным событием в вашей семье! Желаем Анечке, чтобы учёба давалась легко и с большим интересом, чтобы оценки были лишь ориентиром, но не становились смыслом учёбы, и чтобы она росла добрым и очень счастливым Человеком!:)
Анна, я рада, что статья понравилась. Спасибо за прекрасные пожелания! 🙂
Татьяна, спасибо за очередной урок. Конечно поздравляю вас с дочкой с окончанием 1го класса 🙂 Дальше 3м отдыха вне школы!
Может быть это в тему: В монтессори школе все игрушки в одном экземпляре. На первых же занятиях подчеркивают, обращают на это внимание деток. Те, ребенок должен понять — игрушка одна, ее нужно беречь и нужно помнить, что есть всегда еще желающие поиграть с ней.
Хорошее дополнение, спасибо, что поделились! Благодарю за поздравление 🙂
Нашла интересные и нужные моменты для себя в статье. Спасибо! И поздравляем вас с окончанием 1 класса! (:smile:)
Спасибо, Анна! 🙂