Вчера у меня спонтанно получилась консультационная переписка )). С согласия нашей подписчицы, бабушки семилетнего внука, выкладываю ее для всех наших читателей рассылки, кому актуальна тема школьных трудностей и кто ищет решения.
Татьяна Егорова, психолог:
Алла, добрый день!
Спасибо, что продолжаете читать меня 🙂 приятно, что помните про дочку мою — да, Анечка заканчивает 1 класс.
По поводу вашего внука.
1. «не слышит некоторых звуков» — проверяли слух у сурдолога? Все в норме?
Бывает, что не развит фонематический слух при нормальном слуховом восприятии — тут может помочь логопед.
Но если есть даже незначительное снижение слуха — восприятие фонем будет затруднено. Рекомендую перестраховаться, чтобы исключить этот момент.
2. «хочет опять в садик«. Моя дочка тоже временами пищала, что ей надоело учиться, она устала. Чаще это было зимой и весной. Я думаю, что это уже накопленная усталость дает знать, плюс авитаминоз. Попробуйте давать витаминчики, т.к. сейчас фрукты содержат мало витаминов, а новые еще не выросли из местного климата и проверить режим дня: ложиться максимум в 21 вечера, уроки успевать делать до 6 вечера. После школы 30-40 мин как минимум, погулять, побегать.
3. Насчет возраста, когда нужно отдавать в школу. Я думаю, что 7 лет в октябре — это оптимально, разница всего лишь полтора-два месяца. Другой вопрос — насколько был в тот момент подготовлен Паша к школе, была ли сформирована учебная мотивация, развитие мелкой моторики и т.д.? Дети, которые пришли в школу «играть» — тяжелее втягиваются в учебный процесс. При этом начальное умение читать и считать хотя и не маловажно (сейчас школы практикуют обучение первоклашек, уже умеющих это делать), но все же отходит на второй план по сравнению с учебной мотивацией.
4.Чтобы чтение встроилось автоматически, рекомендуют читать каждый день вслух (30 мин) и пересказывать. Чтобы ребенку было проще, пусть читает короткие любимые сказки, и четверостишия, которые он УЖЕ слышал, если мама или вы ему читали. По длительности этот процесс можно разбить на короткие по 10 мин и несколько раз в день. Так же можно играть — писать друг другу записочки и искать спрятанные сюрпризы по углам дома 🙂 пусть втягивается.))
5. Не меньшее значение имеет настрой на учебу. Из вашего письма у меня сложилось мнение, что мамина обеспокоенность успеваемостью сына внушает ему неуверенность в своих силах и страх перед уроками, контрольными, да и всей школой. Мама как бы передает ему тревогу и от этого мотивация что-то сделать падает. Нужно проработать этот момент обязательно.
Насчет того, оставить на второй год в первом классе или нет — я рекомендую летом повторять пройденный материал не жестким способом, а в игровой форме, чтобы повысить интерес, плюс обязательно отмечать успехи и восхищаться им без тени сомнения и критики. Хотя критиковать тоже нужно уметь: конструктивно, делаем акцент на успешные выполнения фрагментов задания и мягко указывая на ошибки: «и вот тут поправим…»
Затем, ближе к осени пройти психологическую и учебную диагностику, пообщаться с учительницей, чтобы решить этот вопрос. За это время ваш мальчик может заметно подрасти и окрепнуть, подтянуть слабые места и вполне возможно, что этот вопрос отпадет сам собой. Главное, создать ситуацию успеха, взрастить веру в себя и укрепить мотивацию. А уж с ней он свернет не одно препятствие, как и полагается ученику.
Алла пишет:
Татьяна! Спасибо большое за такой быстрый ответ.
1. Вот-вот! У него не развит фонематический слух и со следующего года он будет заниматься с логопедом в школе.
2. Именно такой режим мы и соблюдаем. Правда он затягивает с играми. Я работаю, с ним дома моя мама, она с трудом его может заставить сесть за уроки. Да и мне приходится с ним ”воевать”. Не может себя заставить. Я поэтому и склоняюсь, что это — лень.
3. Да, он у нас — Игрунчик. И как сформировать Мотивацию? Его ничего не интересует, кроме лего и компьютера. НО в лего он мастер! Сам создаёт каких-то героев, смотрит мультики из лего, и это обыгрывает. Такая творческая, вообщем-то, личность, но с учёбой не дружит.
4.Обязательно учтём ваши рекомендации.
5.А вот как настроить на учёбу?
Татьяна Егорова, психолог:
Алла,
1. ОК
2. Ввести правило: игры после всех уроков.
3. Творческий в игре, потому что высокий интерес и все получается. Мотивация рождается из желания успеха.
4. ОК
5. В учебу постараться придумать и ввести игровые элементы. Например, нужно примеры решить быстро и правильно. Говорите с интригой и огоньком в глазах: «Давай спорить, ты за 2 минуты успеешь или нет и т.п. Выиграл? Лишнее X время игры на Лего. Проиграл? Минус X время игры». Естественно, время на решение закладываем с учетом его способностей, чтобы точно выиграл и ему понравилось и было классное поощрение. Затем сокращать время постепенно до нормы.
Или при изучении Окружающего мира, например, темы строения самолета — заняться реальным моделированием, назвать части, соединить, запустить самолетик, попутно выучивая правила поведения на борту самолета.
При изучении русского языка, например, тема мягких знаков — тут придумать сложно, но опять же, можно сделать игру в кругу семьи или друзей Паши. Например, сказать: «Ребята! Помогите! Караул! Мягкий знак потерялся! Кто первый заметит и объяснит, получит 1 фишку. А если соберет все фишки — будет сюрприз!» (придумываете). И называете: Мальчик…. Пончик… Мяч… Врач… Птичка…Борька… и т.д. успейте первым поднять руку, на слово, где встречается мягкий знак и объяснить, где именно (или написать). Этот получит фишку и т.п. Тут тренировка реакции, знания правил, быстрота мышления и объема произвольного внимания.
Да, это потребует времени, фантазии и нестандартного подхода. Но пока только так можно через игру вывести ребенка на учебный уровень, создать мотивацию успеха (читайте выигрыша).
Алла пишет:
Спасибо, Татьяна!
Такие подсказки! Будем работать в этом направлении.
Конец консультации.
Что-то беспокоит в ребенке или себе? ==> Запишитесь здесь на индивидуальную консультацию.
—————
Дорогие родители и бабушки, имеющие деток младшего школьного возраста: напишите в комментариях, с какими трудностями вы столкнулись ваши дети в первых-третьих классах? Как преодолевали? Ваш рассказ очень пригодится остальным! Буду рада, если поделитесь своими находками! :))
Татьяна, спасибо большущее за то что нашли время для рассмотрения таких жизненно важных вопросов 🙂 Очень интересно и познавательно. Вспомнила интересный факт. Мои две дочери ходят во франц. школу (мы живем в Канаде), где все предметы идут на франц, а сама провинция где мы живем англоговорящая. Старшая в 5м классе — это последний класс начальной школы и средняя в 1м. Они ходят в школу с огромным удовольствием. Я много провожу время в школе — приходится волонтерить да и мне самой очень любопытно как построен процесс обучения. Конечно, сравнить могу только со своим советским детством. Порой я завидую дочерям как им нравится школа и как все-таки грамотно построен процесс обучения. Я же свою школу ненавидела — было скучно, неинтересно, занудно… Однако, все девочки с которыми я разговаривала в школе с удовольствием ходят в школу и НИ ОДИН мальчик не выразил восторга от французской школы :)))))) У меня закралась мысль, данная школьная система образования сделана для девочек 🙂 или сами девочки по своей натуре более ответственные.
Еще раз спасибо за Ваше время и полезные советы.
Спасибо огромное за материалы, за все!
Карина, всегда пожалуйста 🙂
Ура, комментарии работают!