Почему так трудно накормить моего ребёнка?
Этим вопросом часто задаются как начинающие, так и опытные мамы, видя, как их любимое чадо наотрез отказывается от предложенных блюд. К каким только ухищрениям они не прибегают, лишь бы всунуть пару ложек в уворачивающийся ротик! 🙂
Давайте подумаем, почему так происходит?
Когда ко мне приходят родители на консультацию с проблемой «ребенок не ест то и то, он ест только это и всё», я всегда начинаю спрашивать о его ранних годах.
В большинстве случаев грудное или искусственное вскармливание проходило нормально, кроха получал определенный объем пищи и равномерно прибавлял в весе.
Когда приходило время прикорма, тут начинались сложности. Не все мамы знали, с чего начинать прикорм, как его вводить правильно с учетом текущего веса ребенка его состояния здоровья и как его знакомить с новыми продуктами. Несмотря на то, что литературы по теме прикорма более чем достаточно, а педиатры готовы дать свои рекомендации, наблюдая за конкретным ребенком. Я хочу поговорить немного о стороне воспитания, именно тут находились корни многих проблем с едой.
Итак, какие наиболее часто встречались промахи:
— если у ребенка долго не прорезывались зубки, мама боялась, что ему жевать нечем и не давала ничего, кроме жидкой и пюреобразной еды.
У ребенка не формировались жевательные мышцы, а десна не получали необходимую нагрузку, вследствие чего верхняя и нижняя челюсть развивались слабее.
К чему может привести: к задержке навыков жевания и глотания структурной пищи, и даже к проблемам роста ровных зубов и необходимости носить брекеты/пластинки.
— когда ребенок отказывался есть с ложки, мама старалась насильно впихнуть еду в рот. В иных случаях в ход пускались другие средства: увлекательная книжка, озорной мультик, пляшущий дедушка. Лишь бы поел!
Ребенок терял чувство голода, переставал понимать, какую пищу он жует. Как же тут разберешь, когда мультик приковывает к себе внимание? Послушно съедая больше, чем обычно, он не учился распознавать чувство сытости в своем животике, т.к. не умел контролировать еду, начиная от ее поступления в рот и заканчивая ощущением «я точно наелся!».
К чему это приводит: нарушается пищевая цепочка из 5 звеньев — это сложный физиологический процесс. Ему я отвела подробное объяснение в своем курсе «Ах, кусочки, комочки«.
Когда нет интереса к еде, к новой он привыкает с трудом, а если надо покушать, он механически ее съедает, порой даже больше, чем нужно организму. Это прямой путь к нарушению нормального питания.
— малышу не давали возможности исследовать еду ручками, координировать движения захвата и поднесения кусочка в рот.
В этом случае снижался познавательный интерес к еде и нивелировалось желание «распробовать» что-то новенькое. Такой ребенок с большей вероятностью станет недоверчив к новой еде и уговорить съесть новое блюдо будет сложно.
К чему может привести: сужение количества блюд, которые может есть ребенок без сопротивления, к высокой избирательности в питании и капризности: «это не хочу, то не буду, а это я не ем».
— кормление проходило в условиях пассивности ребенка (мама кормит исключительно сама), ему почти не вкладывали ложку и не поощряли есть с ее помощью.
Навыки самостоятельной еды отодвигались на неопределенное время (нередки случаи, когда и 5-тилетние дети до сих пор просят мам кормить с ложки). Они часто испытывают трудности, чтобы взять инициативу в свои руки. Особенно сложны случаи, когда период «Я сам!» в районе 2,5-3 лет они уже проскочили, а этот навык самостоятельности так и остался в зачаточном состоянии. Редко такие дети едят в садике сами, они могут выглядеть настолько беспомощными за столом, что воспитатели не выдерживают и начинают их кормить. А если не кормят — ребенок голодный возвращается домой, где его покормит сердобольная бабушка или уставшая мама.
К чему может привести: к пассивности и безынициативности в еде (и не только), как устойчивой черте характера.
— в период бодрствования малышу не давали попробовать понравившийся предмет «на зубок», особенно в период обильного слюнотечения и прорезывания зубов. Сразу отбирали, боясь «бяки».
Не имея возможности удовлетворить свою потребность в оральном исследовании, ребенок может начать сосать палец, как наиболее доступный ему объект. Могут быть частые перепады настроения: поскольку нет выхода энергии познания во внешний мир, она обращается вовнутрь. Не имея возможности «чесать десны», кроха начинает сильнее капризничать. Так изменяется поведение. В пищевом плане такой ребенок может бояться новых блюд, новых вкусов и… неожиданных комочков.
К чему может привести: снижение познавательного интереса, задержка навыков жевания твердой пищи, долгое пребывание на блендерной еде.
— мама часто давала пустышку как во время сна, так и во время бодрствования, чтобы кроха не отвлекался на посторонние предметы.
Пустышка сама по себе вещь и полезная и вредная, просто надо хорошо понимать, когда и при каких обстоятельствах она нужна, а когда от нее стоит отказаться. Пустышка за счет ритмичного сосания помогает крохе успокоиться при волнении, расслабиться и заснуть. У малыша достаточно сильна потребность к сосанию и пустышка помогает ему восполнить эту нужду, особенно, когда кроха на искусственном вскармливании. На этом ее плюсы заканчиваются и ее можно уже потихоньку убирать насовсем, когда малышу исполнится 4 месяца.
Многие мамы не замечают такого периода, когда кроха сам готов отказаться от пустышки и продолжают настойчиво спасаться ею при попытке успокоить и уложить спать. А некоторые — даже в бодрствующем состоянии крохи оставляют пустышку во рту.
К чему это может привести: пустышка во рту блокирует стремление крохи к познанию окружающего мира, мешает взаимодействию со взрослыми и сверстниками, поскольку ритмично посасывая, кроха уже находится в некоем успокоительном трансе, он более пассивен и молчалив. Может пойти задержка в речевом и в эмоциональном развитии.
Я обрисовала наиболее частые случаи и причинно-следственные связи, которые наблюдала в своей практике. Пусть они помогут вам не наступить на эти грабли во время перехода вашего малыша с кормления грудью или ИВ на общий стол и кушать с аппетитом нормальную и разнообразную еду.
Тем, кто хочет глубже вникнуть в тему и разобраться с вопросом «почему мой ребенок плохо ест/не ест» — рекомендую изучить курс «Ах, кусочки, комочки: как помочь ребенку есть твердую пищу».
И хорошего вам с ребенком аппетита! 🙂
Я эти все описанные грабли обошла. Оба сына уплетали все подряд за обе щеки, старший в 11 месяцев сам ложкой ел, младший с года. И у меня вот какой вопрос: старшему сейчас 5,5 лет. У него сейчас конкретный набор продуктов, который он ест с удовольствием (макароны, белый рис, суп с тунцом, бутерброды с сыром или вареньем, ряженка и творожная запеканка, и иногда картошка, сырые огурцы, помидоры или морковь) На все остальное говорит что либо не хочет, либо не любит, и если ничего из его набора нет, то приходится заставлять, или он просит бутерброд. Прикорм был педагогический, ел младенцем все подряд, несладкое и несоленое в том числе. Я радовалась, что у ребенка естественные вкусовые привычки развиваются. Конфет дома не держим, а угощать его разрешила только в 3 года. В чем причина такого поведения?
Вот и у меня так )) 2г 1м, кормлю с ложки в основном. Обязательно на столе несколько книжек со стихами, дочка сама листает книжки, я ей читаю стихи и ложку за ложкой в ротик; оказывается, это вредно… Любимую пищу дочка может поесть сама, что я активно поощряю. Хотя бы раз в день стараюсь сделать так, чтобы кушали все вместе — я, муж, дочка. Дочка за своим столиком.
Единственное, чего не делаю, — не уговариваю поесть. Ушла из-за стола — ну и ладно, после прогулки сама покушает за 5 минут, только придётся сократить прогулку чтобы пораньше пообедала дочка, не доводить до истерики. После еды в течение максимум получаса могу дать печенье, сушки, потом — никаких кусков, только овощи и фрукты всегда доступны.