Получила на днях один очень интересный вопрос:
Спасибо, Татьяна, за мини-уроки про капризы. Очень все понятно и ясно, осталось только применять в действии.
У меня выявилась проблема. Когда мы с сыночком стали говорить о том, что чувствуем при очередном его капризе, ни он и ни я не могли найти понятные слова для описания чувств. Ну он-то понятно, но я!?
Кроме слов «злость, агрессия, улыбка, раздражение», других не нашлось. И не все слова понятны моему малышу (4 г. 6 мес.). Пожалуйста, помогите расширить мой словарный репертуар, какими словами можно описывать свои чувства, чтоб было понятно ребенку. С уважением, Наталья
После небольшой переписки с уточнением ситуации, я дала краткие рекомендации Наталье. Думаю, они будут полезны и для остальных наших мамочек с детьми — дошкольниками, которые так или иначе оказались в похожей ситуации, так что берем на вооружение 🙂
Понимаем себя — понимаем других или Как увеличить эмоциональный словарь у ребенка?
Копирка эмоций: «Какой я? Какой ты?»
- я веселый (глаза искрятся, рот до ушей, легкая походка), покажи, какой ты веселый, вот так!
- я радуюсь, потому что.. (причина радости такая-то, подпрыгиваем, кружимся в восторге).
- я плачу, потому что мне обидно… (слезки на глазах, сопливый нос, рот скривился, опущенные плечи, хныканье).
- я злюсь!!! Вот так!!! (кулачки сжаты, нахмуренные бровки, сердитое лицо, хватаем и комкаем бумагу).
- я боюсь!!! (глаза округленные, рот открыт, тело сжато).
Хорошая статья, но мне хотелось бы больше 🙂 Объясню почему. С основными эмоциями дело обстоит нормально, мой трехлетка с легкостью их определяет и у людей и у персонажей книг и мультфильмов, но вот оттенки эмоций пока не знает. А не знает, потому что я их не знаю! Мне сложно употреблять синонимы, например, к слову «злой» или «радостный». А ведь именно это просила в письме девушка Наталья: «Пожалуйста, помогите расширить мой словарный репертуар, какими словами можно описывать свои чувства, чтоб было понятно ребенку. С уважением, Наталья»
Анастасия, если не хватает синонимов — самое быстрое, что можно сделать — это заглянуть в словарь 🙂
Например, злой — яростный — сердитый — рассерженный — это то, что навскидку вспомнила…
радостный — восторженный — счастливый — восхищенный — умиротворенный — и…довольный, как кот :)))
Или читать хорошую художественную литературу для себя, в которых много описаний чувств главных героев. А потом уже, исходя из своего понимания оттенков, передавать ребенку смысл. Только не стоит ожидать, что трехлетка будет знать по названиям абсолютно всю гамму эмоций, все хорошо вовремя и в меру. Как правило, чем младше ребенок, тем более интуитивнее он воспринимает ту или иную эмоцию, эмоциональный фон в общении с близкими.
Еще надо сказать, что детям хорошо доступно понимание тех или иных эмоций, в т.ч. и их оттенков в сравнении с чем-то, на конкретных примерах из жизни.
Недаром на Руси развивался особый фольклор, те самые русские народные сказки о животных, которые наделялись человеческими качествами.
Чего стоит описание хитрой изворотливой лисицы, робкого зайца-трусишки, рассерженного мишки (или наоборот, мудрого), коварного, злого волка, сытого и довольного кота — это все образы и поступки под влиянием их эмоций взяты из жизни. И малыш легко представляет себе их эмоции, наблюдая за их поведением.