Вчера мы разбирали, как привить самостоятельность дошкольнику на примере заправки постели.
А если перед нами ребенок-школьник?
В ситуации с уборкой постели мама ждет конкретных действий, потому что ей кажется, что раз он такой большой, достаточно сказать, как делать и он начнет это выполнять.
И мы уже понимаем, что этого недостаточно.
В этом случае (если ранее уборка постели не была привита), мама:
- Делает акцент на новом статусе ребенка как школьника и говорит, что в семье есть правило, которое выполняют ВСЕ ВЗРОСЛЫЕ члены семьи — уборку постели.
- Каждое утро после сна сразу побуждает его убрать постель, максимально привлекая его.
- Далее я напишу примерные слова мамы на самом начальном этапе:
«Вот подушка упала, дай мне ее, пожалуйста. Мы с тобой поколотим ее немножко. Вот так. А теперь ровно положим сюда. Вот так! Посмотри. Ровно? Возьми одеяло за один конец, а я — за другой. Ну-ка! Натянули! Перенесли на кровать! Смотри, как я выравниваю тут. Сделай так, как я вон там. Умница, как хорошо у тебя получается выравнивать.
А вот покрывало. Давай, берись за этот конец. А я — за другой! Р-р-раз! Покажи, как ты умеешь расправлять складочки. Ух, как здорово! Твоя постелька так и просит пятерку! 🙂
Как ты думаешь, поставим ей такую цифру? Поставим! Давай заведем журнал для твоей кровати!
Вот, пятерка! Как приятно!» - Далее каждый день реплики чуток меняем, поддерживая внимание ребенка и не давая увильнуть. Очень важно постоянство: проснулись, встали — сразу заправили.
- Далее помощь мамы в действиях уменьшаем до слов-подсказок: «Так, ты знаешь, с чего начать? Подушка? Правильно! Покажи…А потом?… Одеяло? Правильно! Покажи…»
- И когда под словесной подсказкой стабильно все делает, далее уменьшаем и подсказки. «Ты точно помнишь, с чего начать? Покажи».
- Далее говорим, что он здорово продвинулся и может аж с закрытыми глазами (не шутка) заправить и самому поставить кровати оценку, как в школе. Он заправляет, завязав глаза (немножко игры и шутки), потом контролирует с открытыми глазами, все ли ровно, поправляет при необходимости и ставит в журнал. А мама радуется.
- Далее достаточно будет заглядывать и проверять работу и журнал 🙂
- После этого навык встраивается. Журнал — по желанию.
Что касается уроков — таких болезненных моментов для многих родителей.
То тут все так же проходит по алгоритму от максимальной помощи до ее отсутствия.
Важно начинать это с первых классов, когда ребенок только вливается в школьный ритм. Можно, как вариант, первые 2 месяца взять отпуск маме и папе по очереди и максимально помочь ребенку в организации.
Именно в организации при подготовке к домашке и урокам на завтра. Даю вот такую примерную последовательность:
- Организовать рабочее место, чтобы все было в порядке и под рукой.
- Развернуть дневник с записанными домашками.
- По этому списку отобрать нужные тетради и учебники для домашней работы: готовая стопка тетрадей и учебников — слева.
- Брать из этой стопки по каждому предмету тетрадь и учебник.
- Быстро находить заданное и выполнять карандашом или в черновике.
- Дать на проверку родителям.
- Аккуратно переписать ручкой и еще раз проверить самому.
- Отложить выполненное задание по данному предмету тетрадь и учебник — на правую сторону.
- Так повторять по каждому предмету. Левая стопка уменьшается, а правая — растет. Наглядно и вдохновляюще!
- После выполнения — сразу сложить в портфель, ориентируясь на список предметов «на завтра» в дневнике.
Ребенок готов!
Как вы видите, алгоритм не короткий, поэтому на начальных порах нужно все сделать вместе, проговаривая каждый шаг.
Детям, которые имеют сложности с организацией последовательных действий, нужно дополнительно распечатать порядок действий и приучить подсматривать в него.
С течением времени контроль родителей уменьшается и ребенок уверенно справляется сам.
Вернемся к Вике.
Если была максимальная помощь все эти годы, как это случилось у Вики, уже намного сложнее. Она привыкла к своим «костылям». Резко бросить ее без опоры будет опрометчивым решением. Поэтому, какой видится мне алгоритм:
1. Определить самые легкие для нее предметы, которые требуют минимальной помощи и начать с них уменьшение помощи постепенно до такого момента, когда уже достаточно глянуть, было ли выполнено задание. Не забываем — постепенно! И в сторону уменьшения!
И обязательно двигаться в сторону самостоятельности по этим предметам, а не топтаться и кидаться на помощь из жалости.
2. Остаются предметы, требующие помощи. Как правило, это точные науки, если девочка-гуманитарий и наоборот. Вот здесь смотрим, в чем она испытывает трудности, «белые» пятна в знаниях и начинаем на них делать акцент в помощи.
Если уж все очень запущено — подобрать опытного репетитора хотя бы раз в неделю. С репетитором дети обычно ведут себя иначе, чем с родителями, поскольку он имеет систематизированные знания и легко сможет объяснить предмет (а это нравится ребенку) и он эмоционально не привязан к ученику. А это означает, что будет объективность и требовательность по отношению к ребенку.
3. Ввести 2-3 несложные обязанности по дому и прививать ответственность за их выполнение. Из рассказа мамы видно, что она максимально освободила девочку от помощи по дому до такой степени, что даже старенькая бабушка хлопочет на кухне, чтобы разогреть обед, в то время как в хорошем случае должно быть наоборот — Вика, вместо бабушки накрывает на стол.
Это решение про обязанности лучше всего решается на семейном совете.
4. Позволить Вике понемногу ошибаться и учиться последствиям неправильного выбора. Например, вместо того, чтобы надеяться, что мама с вечера погладит ее одежду и приготовит бутерброд — самой это сделать. А если забудет, придется погладить утром и опоздать в школу или надеть мятую одежду и весь день чувствовать себя неловко, под ироничными взглядами в школе.
Человек так устроен, если он один раз обжегся или попал впросак, в следующий раз он будет осторожен. Это справедливо и в отношении школы.
Сегодня про нашу Вику закончим. Если статьи про самостоятельность были для вас полезными — напишите об этом, пожалуйста, в комментариях.
Статьи про самостоятельность были для меня полезными. Спасибо!
Спасибо за отклик, Людмила! Я рада 🙂
Какая восхитительная статья. И как это я ее пропустила в рассылке. Очень полезно для моего первоклашки, который ну никак не хочет заправлять постель сам и делать уроки.
Динара, я рада, что статья понравилась)
Спасибо за подробные пошаговые алгоритмы. Разложили всё по полочкам.