По материалам обсуждения ситуации с мамой и ее восьмиклассницей, не умеющей самостоятельно готовить уроки.
Если пропустили, посмотрите две последние статьи на блоге:
«Синдром выученной беспомощности» и
«Дочка не может сама учить уроки… Нужна мама. Почему?»
Что такое самостоятельность для ребенка и для мамы?
Это прежде всего научение некоему навыку выполнять определенный алгоритм действий и последующее его выполнение без внешней поддержки в автоматически заданном режиме.
Наверно, звучит немного сложно 🙂 упрощаю определение.
Самостоятельность для дошкольника: «Я это умею и делаю с удовольствием, играючи».
А для школьника: «Я это умею и делаю, потому что я уже большой».
Заметили разницу?
Для мамы же самостоятельность — это когда ребенок не требует ее помощи и все делает сам без напоминаний. При этом мамы забывают о возрастных особенностях, т.к. самостоятельность детьми разного возраста воспринимается по-разному.
На одном практическом примере разберем, если перед нами дошкольник. А про школьника, в т.ч. и про нашу героиню восьмиклассницу, будет в следующей статье, т.к. получилось объемно.
Итак… Допустим, мама хочет, чтобы ее ребенок-дошкольник после сна не бросал постель разобранной.
Что обычно делает мама:
- Объясняет, почему постель должна быть заправлена.
- Пару раз делает это сама, чтобы ребенок увидел, как это делается.
- Дает ему выполнить эту задачу.
- «Ага, умеет!» — радуется мама и… ждет от ребенка самостоятельных действий.
На следующее утро постель осталась в том же беспорядке…
Опустим огорчение и раздражение мамы, ее словесное возмущение в адрес ребенка и подумаем:
Что мама НЕ ТАК сделала?
Во-первых, мало объяснить, показать и ждать, что навык тут же встроится. Навыки должны автоматизироваться. И это не одна неделя… А это возможно тогда, когда ребенок выполняет неоднократно
эти действия с маминой помощью. И эта помощь в объеме постепенно уменьшается.
Во-вторых, не учитывается мотив к выполнению. Детям, живущим в мире игры, трудно переключиться на рутинные дела. Поэтому, чтобы максимально облегчить привыкание к домашним обязанностям, к ответственности за них, вводится элемент сказки, игрового сюжета или даже приключения. С возрастом их доля постепенно вытесняется осознанием своей значимости как любимого и надежного помощника мамы. Ребенок легче учится ответственности.
В-третьих, бывают ситуации, когда ребенок прекращает выполнять данный навык и он постепенно угасает. Например, ребенок уехал к бабушке, потому что маме нужно в больницу или в командировку. А бабушка этот навык не поддерживает или даже наоборот, излишне опекает его из жалости или по другим соображениям.
Навык угас и для его возобновления ребенку с мамой нужно будет пройти те же шаги с самого начала. Разница в том, что они пройдут быстрее. Все-таки сложившиеся нейронные связи в мозге ребенка никто не отменял и просто нужно снова по ним гонять импульсы 🙂
Следовательно, чтобы выполнить задачу, маме (я тут показываю один из множества вариантов игры) можно придумать сказочный персонаж со смешным именем, который страшно не любит порядок и выворачивает постельку так, что малыш мучается с уборкой.
И нужно дружно его прогнать, заправив вместе постельку.
Все это с соответствующей мимикой лица, игровыми движениями, репликами. Детям очень нравится видеть смешных родителей (ведь большую часть дня мама и папа бывают какие-то озабоченные и скучные) и они охотно поддаются обучению нужному навыку.
А дальше этот навык в игре закрепляется регулярными действиями и на ходу придумывается игровой сюжет, почему маме нужно меньше помогать малышу… Потому что только малыш… силен расколдовать Мешалку-беспорядку и превратить ее в своего друга и помощника. Так помощь мамы постепенно исчезает и ребенок автоматически заправляет постельку.
А маме с папой можно живо интересоваться, как все прошло в его королевстве (комнате ребенка) 🙂
Напишите в комментариях, все ли понятно в этапах есть ли еще мысли и вопросы? 🙂
А в следующей статье я напишу продолжение, какие нужно предпринять практические действия, чтобы привить ребенку-школьнику самостоятельность и закончим про нашу героиню статей — восьмиклассницу.
Ⓜ