На прошлой неделе ко мне за консультацией обратился отец 6,5-летней дочери (имена убрала из соображений конфиденциальности):
Здравствуйте, Татьяна! Девочка поперхнулась едой 10 дней назад. Во время приема пищи смотрела на планшете мультфильм. Мы её начали предостерегать, что во время еды нельзя отвлекаться на телевизор и гаджеты, так как можно подавиться и умереть. Видимо, перегнули палку.
Постепенно в течение недели она всё больше отказывалась от твердой пищи. Последние три дня ест только очень жидкую манку и перемолотое в блендере картофельное пюре, и то очень плохо. Активно запивает водой или молоком.Мы на неё не давим. Стараемся не акцентировать внимание на приёме пищи. Но с каждым днем становится только хуже. Ребенок очень подвижен, общителен, но пуглив и осторожен. Будьте добры, дайте рекомендации, как нам действовать, будем очень признательны.
Такие случаи мне встречаются очень часто. Вижу, как многие родители совершенно теряются и не знают, как им себя вести. В семье поселяется паника и острый страх за ребенка. И их можно понять.
Поэтому я решила кратко обрисовать, что происходит в этот момент с ребенком, какие психологические механизмы при этом включаются в его сознании и как можно перейти от острого периода к мягкому, чтобы потом уже вернуться в прежнюю колею. В период, когда ребенок спокойно ел все.
Итак…
До критического момента (т.е. до того, как девочка подавилась едой) — было нормальное и устойчивое пищевое поведение.
Со слов отца, она ела почти на автоматизме, спокойно жуя и глотая прожеванную пищу. Этот автоматизм вырабатывался на фоне предыдущих положительных опытов с жеванием и глотанием еды.
Что произошло с ней в тот острый момент? Взрыв страха. Паника. Прежний автоматизм распался. В мозге включился сильнейший механизм выживания. А если девочка по типу темперамента имеет черты меланхолического типа — эти чувства усиливаются.
Именно по этой причине ее мозг сейчас блокирует твердую пищу и дает команду ее телу — есть только безопасную еду.
Ребенок этого не осознает — он поступает так, как чувствует интуитивно, мешать в этом нельзя. Т.е. выбирая жидкую и «легкую» еду — организм ребенка в этот переходный момент как бы пытается удостовериться, что еда безопасна и можно идти дальше с твердой едой.
Если у девочки ранее был успешный условный рефлекс «я ем спокойно», то теперь сформировался новый условный рефлекс отторжения твердой еды на фоне страха подавиться.
Теперь вопрос. Как разомкнуть этот рефлекс, чтобы он не стал устойчивым и угас?
Вспомните, как приобретаются и затем утрачиваются привычки. Существуют 2 пути:
1. Нужен некий достаточно мощный сигнал или ситуация, который (-ая) перекроет предыдущий и сформирует новый условный рефлекс.
2. Или нужно перестать подкреплять нежелательное поведение и оно прекращается.
При этом предыдущая привычка (страх и выбор жидкой пищи) — угасает не вмиг, а постепенно. Она может проявляться раз, другой — затем все реже и реже. И, наконец, пока не заменится устойчивой новой (есть обычную пищу).
Другими словами — для девочки нужно создание такой успешной ситуации, при которой она сможет что-то свободно съесть и по своему желанию. Сейчас не важно — что именно: жидкое или твердое. Важно — спокойное отношение к еде.
А семье — перестать волноваться и напоминать по поводу еды (т.к. волнение семьи только подкрепляет страх у ребенка и проблему не решает), оказать понимание и максимальную поддержку.
Как только девочка расслабится и станет свободно есть по своему выбору — она так же постепенно перейдет к привычной еде. Только так пройдет этот страх.
Мало кто из родителей догадывается, что это проблема лежит на стыке биологии и психологии. У меня был случай, когда мама сердилась на ребенка, что он не хотел есть столько, сколько она ему клала на тарелку. Ей все казалось мало. А попытка ребенка отказаться от какого-то блюда приводила ее в ярость.
Сколько было слез и страданий как со стороны ребенка, так и со стороны мамы! Когда она узнала, в чем дело, она в корне изменила свой подход к питанию.
Более подробно о механизмах формирования условных пищевых рефлексов и цепочке нормального пищевого поведения я рассказывала в курсе «Ах, кусочки, комочки! Как помочь ребенку есть твердую пищу?» (нажмите по ссылке и увидите полное описание, сам курс — в формате PDF, объемом в 131 страницу и в формате аудио MP3, длительностью 4 часа).
Рекомендую внимательно изучить — на многие моменты вы посмотрите другим взглядом.
Курс подойдет как тем мамам, кто только начинает прикорм у своих деток и у которых все впереди, так и тем, кто пытается наладить сбившееся по разным причинам питание ребенка. А механизмы, описанные в курсе, универсальны для любого возраста, т.к. они очень древние, основаны на биологических законах, плюс сюда добавляются и особенности нашей человеческой психики.
Перейти к прямой ссылке заказа курса «Ах, кусочки, комочки»