Сегодня продолжим тему «7 психологических ошибок мам при попытке перевести ребенка на общий стол«.
и перед вами — шестая часть. Предыдущие части даны ссылками:
- «Мама — вечное дитя» или Неготовность родителей к взрослению крохи.
- «Мама — чистоплюйка» или Страстное стремление к порядку и чистоте и страх заляпанной одежды и кухни.
- «Мама — белка» или Банальная нехватка времени и желания готовить специальную еду для малыша.
- «Мама-Фома неверующий» или Неверие в силы ребенка справиться с едой самостоятельно.
- «Мама-наседка» или Излишняя опека и повышенная тревожность.
Расскажу немного о начале нашего пути. Как я была «мамой-кротом» 🙂
Однажды несколько лет назад в эту ловушку попалась и я — в то время мы с крохотной дочкой уехали на дачу в летний домик с минимумом удобств. С собой захватили блендер и всевозможные баночки, начиная от нежно-зеленого пюре брокколи и заканчивая пищей с более густой консистенцией (с рыбой, картошкой, мясом). Помню, какой я была уставшей, настолько, что не было сил стоять у плиты после бессонной ночи. Блендер занимал почетное место на кухне 🙂
Вот время бесонных ночей прошло, к 1,5 году дочки я вошла в необходимый ритм, появилось время для готовки. И тут я обнаружила, что мое полное упование на баночное питание подложило мне свинью в буквальном смысле: дочка не хотела есть ничего иного, кроме того, что напоминает мягкое пюре.
Спохватившись, я начала постепенно приучать малышку к кусковой еде и стала реже использовать блендер. Потом его задвинула в самый дальный угол ящика и доставала его лишь в кондитерских целях. Так к 2 годам мы выровнялись в питании и приблизились к еде с общего стола.
Потом, когда я проанализировала эти моменты и наблюдала развитие ситуации по похожему сценарию, как у нас, во многих семьях наших клиентов, я поняла, как мы сами того не ведая, создавали эти трудности (максимально упрощать еду), а потом мужественно пытались их разруливать.
Мне повезло, что перестройка в нашем случае была своевременной — чем младше ребенок, тем проще ему перестроиться, а не наоборот как считают многие родители: ну, станет постарше и поймет, что нужно все кушать.
В том-то и дело, что это даже не гарантия. Подрастая, ребенок становится более разборчивым, осторожным и избирательным. Он начинает выбирать именно ту еду, придерживаться которой будет долгое время, отвергая все новое. На самом деле это нормальный период и к этому нужно быть готовым, спокойно его пережить.
Не зная этой особенности, многие родители начинают психовать и давить на ребенка, заставляя его, еще не готового, взять незнакомую пищу.
Представьте, как вам кто-то предлагает съесть жареных тараканов, мотивируя тем, что это очень вкусно и полезно? Что вы сейчас подумали? «Бр-р, фу!» или «О, как вкусно!» Да, если вы к этому не готовы, вы откажетесь. А если кто-то насильно впихнет таракашку, вы почувствуете глубочайшее отвращение и при одном вспоминании об этом событии будете содрогаться.
Я привела наиболее яркий пример пищевой неготовности, обусловленный гастрономическими и культурными отличиями. То, что совершенно естественно для таиландца, для неподготовленного русского может быть непереваримым. И наоборот.
Ребенок, выбирающий еду для себя, тоже ориентируется на свои вкусовые предпочтения. И он не виноват, что вы вначале сформировали ему положительное отношение к пюреобразной или жидкой пище, а потом резко пытаетесь посадить на кусковую еду.
А сейчас скажу одну важную вещь, связанную с психологией восприятия еды.
Вспоминая этот пример. Даже если вам очень противно есть тараканов и вы думаете, что ни за что в жизни их не съедите… НО если вы будете жить в соответствующем месте или окружении, где спокойно относятся к этому деликатесу и вовсю его едят на каждом шагу — ваше предубеждение со временем точно поменяется. Произойдет психическая и физическая адаптация, и вполне вероятно, что вы приспособитесь ими даже лакомиться 🙂
Адаптация организма (когда нет угрозы жизни и безопасности) помогает ему жить в новых условиях. Это замечательное свойство и помогает нашим детям, чьи адаптационные возможности гораздо выше, чем у взрослых, приспосабливаться к новой пище (да и не только к ней). Назовем это как пищевая адаптация.
Сейчас немного подытожим.
С того момента, когда наступает время прикорма, маме нужно четко держать в голове 2 вещи:
- своевременность ввода нужной по структуре пищи (согласно готовности ребенка и его возрасту),
- интерес к еде у ребенка (он формируется на основе предыдущего безопасного опыта прожевывания и глотания).
Это как две равные по весу гирьки на чаше весов, обеспечивающие баланс в переходе на общий стол. Что-то не так с любой «гирькой», например, у ребенка нет интереса или он не готов к предлагаемой еде (а то и перерос ее), равновесие нарушается, переход на общий стол затрудняется.
Если мама внимательно следит за этим равновесием, у ребенка есть все предпосылки к тому, чтобы кормление пошло спокойно и переход к новым кускам для него будет происходить на фоне здорового любопытства без страха «ой, что это, я не съем!», а также, на фоне успешного жевания предыдущих видов пищи.
Таким образом, осваивая жевание, движемся от простого к сложному вовремя, на фоне интереса, без страха и давления.
Тогда будет успех.
А если что-то упущено, вам в помощь придет та самая пищевая адаптация, о которой мы говорили чуть выше.
В последней 7 статье этой темы я расскажу о том, какие существуют благоприятные периоды для развития тех или иных навыков, связанных с пищевым поведением. И их нужно знать каждой маме. Так что, если это для вас актуально, следите за публикацией на блоге в ближайшее время.