• Контакты
  • Карта сайта
Мы ВКонтакте:
deviantart
  • Главная
  • Обо мне
  • Бесплатно
    • Секретная формула от капризов ребенка
    • Едок-привереда
    • 7 причин детского нытья
    • Самостоятельный ребенок: с чего начать?
  • Курсы
    • Мама, я могу! Сборник чек-листов по самостоятельности ребенка с 2,5 до 18 лет
    • Ах, кусочки, комочки: как помочь ребенку есть твердую пищу
  • Консультация
  • Отзывы
  • Блог
  • Дзен

«Мама-крот» или Слепое упование на баночное питание и блендер. Часть 6

14 июня, 2017
by Татьяна Егорова
баночное питание, переход на общий стол, пищевая адаптация, ребенок не ест твердую пищу
0 Comment

Сегодня продолжим тему «7 психологических ошибок мам при попытке перевести ребенка на общий стол«.
и перед вами — шестая часть. Предыдущие части даны ссылками:

  1. «Мама — вечное дитя» или Неготовность родителей к взрослению крохи.
  2. «Мама — чистоплюйка» или Страстное стремление к порядку и чистоте и страх заляпанной одежды и кухни.
  3. «Мама — белка» или Банальная нехватка времени и желания готовить специальную еду для малыша.
  4. «Мама-Фома неверующий» или Неверие в силы ребенка справиться с едой самостоятельно.
  5. «Мама-наседка» или Излишняя опека и повышенная тревожность.

Расскажу немного о начале нашего пути. Как я была «мамой-кротом» 🙂

Однажды несколько лет назад в эту ловушку попалась и я — в то время мы с крохотной дочкой уехали на дачу в летний домик с минимумом удобств. С собой захватили блендер и всевозможные баночки, начиная от нежно-зеленого пюре брокколи и заканчивая пищей с более густой консистенцией (с рыбой, картошкой, мясом). Помню, какой я была уставшей, настолько, что не было сил стоять у плиты после бессонной ночи. Блендер занимал почетное место на кухне 🙂

Вот время бесонных ночей прошло, к 1,5 году дочки я вошла в необходимый ритм, появилось время для готовки. И тут я обнаружила, что мое полное упование на баночное питание подложило мне свинью в буквальном смысле: дочка не хотела есть ничего иного, кроме того, что напоминает мягкое пюре.

Спохватившись, я начала постепенно приучать малышку к кусковой еде и стала реже использовать блендер. Потом его задвинула в самый дальный угол ящика и доставала его лишь в кондитерских целях. Так к 2 годам мы выровнялись в питании и приблизились к еде с общего стола.

Потом, когда я проанализировала эти моменты и наблюдала развитие ситуации по похожему сценарию, как у нас, во многих семьях наших клиентов, я поняла, как мы сами того не ведая, создавали эти трудности (максимально упрощать еду), а потом мужественно пытались их разруливать.

Мне повезло, что перестройка в нашем случае была своевременной — чем младше ребенок, тем проще ему перестроиться, а не наоборот как считают многие родители: ну, станет постарше и поймет, что нужно все кушать.

В том-то и дело, что это даже не гарантия. Подрастая, ребенок становится более разборчивым, осторожным и избирательным. Он начинает выбирать именно ту еду, придерживаться которой будет долгое время, отвергая все новое. На самом деле это нормальный период и к этому нужно быть готовым, спокойно его пережить.

Не зная этой особенности, многие родители начинают психовать и давить на ребенка, заставляя его, еще не готового, взять незнакомую пищу.

Представьте, как вам кто-то предлагает съесть жареных тараканов, мотивируя тем, что это очень вкусно и полезно? Что вы сейчас подумали? «Бр-р, фу!» или «О, как вкусно!» Да, если вы к этому не готовы, вы откажетесь. А если кто-то насильно впихнет таракашку, вы почувствуете глубочайшее отвращение и при одном вспоминании об этом событии будете содрогаться.

Я привела наиболее яркий пример пищевой неготовности, обусловленный гастрономическими и культурными отличиями. То, что совершенно естественно для таиландца, для неподготовленного русского может быть непереваримым. И наоборот.

Это интересно:  Родился... новый курс "Ах кусочки, комочки! Как помочь ребенку есть твердую пищу"

Ребенок, выбирающий еду для себя, тоже ориентируется на свои вкусовые предпочтения. И он не виноват, что вы вначале сформировали ему положительное отношение к пюреобразной или жидкой пище, а потом резко пытаетесь посадить на кусковую еду.

А сейчас скажу одну важную вещь, связанную с психологией восприятия еды.

Вспоминая этот пример. Даже если вам очень противно есть тараканов и вы думаете, что ни за что в жизни их не съедите… НО если вы будете жить в соответствующем месте или окружении, где спокойно относятся к этому деликатесу и вовсю его едят на каждом шагу — ваше предубеждение со временем точно поменяется. Произойдет психическая и физическая адаптация, и вполне вероятно, что вы приспособитесь ими даже лакомиться 🙂

Адаптация организма (когда нет угрозы жизни и безопасности) помогает ему жить в новых условиях. Это замечательное свойство и помогает нашим детям, чьи адаптационные возможности гораздо выше, чем у взрослых, приспосабливаться к новой пище (да и не только к ней). Назовем это как пищевая адаптация.

Сейчас немного подытожим.

С того момента, когда наступает время прикорма, маме нужно четко держать в голове 2 вещи:

  • своевременность ввода нужной по структуре пищи (согласно готовности ребенка и его возрасту),
  • интерес к еде у ребенка (он формируется на основе предыдущего безопасного опыта прожевывания и глотания).

Это как две равные по весу гирьки на чаше весов, обеспечивающие баланс в переходе на общий стол. Что-то не так с любой «гирькой», например, у ребенка нет интереса или он не готов к предлагаемой еде (а то и перерос ее), равновесие нарушается, переход на общий стол затрудняется.

Если мама внимательно следит за этим равновесием, у ребенка есть все предпосылки к тому, чтобы кормление пошло спокойно и переход к новым кускам для него будет происходить на фоне здорового любопытства без страха «ой, что это, я не съем!», а также, на фоне успешного жевания предыдущих видов пищи.
Таким образом, осваивая жевание, движемся от простого к сложному вовремя, на фоне интереса, без страха и давления.
Тогда будет успех.
А если что-то упущено, вам в помощь придет та самая пищевая адаптация, о которой мы говорили чуть выше.

В последней 7 статье этой темы я расскажу о том, какие существуют благоприятные периоды для развития тех или иных навыков, связанных с пищевым поведением. И их нужно знать каждой маме. Так что, если это для вас актуально, следите за публикацией на блоге в ближайшее время.

Об авторе
Педагог-психолог, семейный консультант и эксперт по детско-родительским отношениям. Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.
Поделиться в комментариях

    Оставить комментарий Отменить ответ

    *
    *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Я хочу найти…


    Записи в блоге по месяцам

    Рубрики

    Акции Бесплатные материалы Видео Внимание Возрастные кризисы Воспитание ребенка Дети до 1 года Детская агрессия Детские страхи Детский сад Детский юмор Жизнь и работа Зависимость от компьютера, телевизора, планшета Задать вопрос психологу Интервью Коррекционные упражнения Муж и жена Мы с дочкой Новости Память Питание ребенка Праздники Продукты Психологическая диагностика Развитие ребенка 0-1 г Реальные истории Ребенок и горшок Рецензии Речевое развитие ребенка Саморазвитие Самостоятельность ребенка Сон ребенка Управление эмоциями Школа

    Самое популярное

    • Как справиться с непослушным ребенком? - 163 201 просмотров
    • Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы - 150 727 просмотров
    • Ребенок боится других детей - 121 973 просмотров
    • Если ребенок не ест твердую пищу… - 117 972 просмотров
    • Вы внимательны? Пройдите таблицы Шульте - 108 243 просмотров

    Последние комментарии

    Воспитание ребенка (10) Задать вопрос психологу (20) Развитие ребенка 0-1 г (26) Сон ребенка (26) диагностика (10) игры для малышей до года (18) капризы ребенка (17) новый год (15) ошибки воспитания (8) ребенок не ест твердую пищу (9) ребенок плохо спит (11) упражнения для детей до года (25)

    Мы ВКонтакте, присоединяйтесь!

    2010-2024 г. Егорова Татьяна Евгеньевна. ИНН 710601728047 Все права защищены.
    Перепечатка материалов без согласия автора запрещена. Договор-оферта
    Соглашение об использовании персональных данных