В прошлых публикациях в рамках 7 психологических ошибок мам при попытке перевести ребенка на общий стол мы успели рассмотреть такие темы:
- «Мама — вечное дитя» или Неготовность родителей к взрослению крохи.
- «Мама — чистоплюйка» или Страстное стремление к порядку и чистоте и страх заляпанной одежды и кухни.
- «Мама — белка» или Банальная нехватка времени и желания готовить специальную еду для малыша.
Сегодня продолжим 4 часть:
4. «Мама — Фома неверующий» или Неверие в силы сына или дочери справиться с едой самостоятельно
Итак, что такое самостоятельная еда? Это…
- когда ребенок осознает, что голоден и может попросить еду доступным для него способом (через жесты, кивки, короткими словами и развернутыми предложениями в зависимости от возраста).
- когда он тянется к тарелке сам, чтобы пробовать есть самостоятельно на начальном этапе (держать еду в кулачке, делать попытки отправить в рот, держать ложку/вилку и делать попытки донести до рта).
- когда ребенок полностью независим от мамы: садится сам за стол, берет ложку/вилку и уверенно начинает есть без внешних стимулирующих воздействий (песен, сказок, театральных сцен, гаджетов, игр, мультиков и т.д.).
Обратите внимание: к такой самостоятельной еде приходят через эти три этапы, когда у ребенка возникает:
- Желание поесть, переходящее в просьбу получить еду в ручки (вспомните, как до прикорма кроха иногда хватал ручонками грудь или бутылочку, чтобы «подержать» в руках).
- Желание орудовать столовыми приборами и попытка приспособить свою еще несовершенную координацию к точным движениям руки до «цели» (рта)
- Желание быть большим, есть, как мама и папа, самому.
Эти 3 этапа могут пройти быстро, с учетом естественного развития ребенка, начиная с 6-8 месяцев и до 1,5-2 лет. А могут и растянуться на годы, до 4-6 лет.
И какую роль в этом играет мама? Настало время познакомить вас с таким образом «Мама — Фома неверующий».
Кто такой Фома неверующий — я думаю, вы знаете :). В Библии рассказывается о том, как Фома, один из учеников Иисуса Христа, не поверил в Его воскресение и требовал реальных доказательств. Отсюда пошло выражение — это человек, который постоянно сомневается, не верит в возможности того или иного события.
В отношениях «мама — малыш» мама очень хочет верить в большие возможности крохи. Она радуется первым звукам, первым словам, шагам своего ребенка, побуждает проявить еще больше чудес взросления. С гордостью демонстрирует другим родственникам, соседкам и подругам успехи своего необыкновенно умного малыша.
Но когда дело касается еды… Вот тут многие такие мамы как будто сдуваются в вере в своего ребенка. Первые неудачи, первые провалившиеся попытки кормления и т.д. очень расстраивают маму и она начинает брать это дело в свои ежовые руки: принудительно кормить, игнорируя протесты и слабеющие попытки к самостоятельной еде.
Кормление налаживается, но самостоятельность ребенка гасится и он превращается в безвольную куклу, умеющую открывать рот. Ах да, еще жмуриться крепко и выплевывать излишки еды вокруг себя.
Отсутствие самостоятельного освоения еды влечет за собой остальные трудности, о которых мы уже рассмотрели в предыдущих публикациях.
Вот пара простых примеров из жизни (с форумов мам):
«у знакомой мальчик в 2.8 лет еще пил из бутылочки, потому что из стаканчика пролить мог, а мама была помешана на чистоте, ему не доверяли ложку, иначе или раскидает еду, или перевернёт тарелку». (вспоминаем «Маму-чистоплюйку»)
«я как-то сразу вместе с началом прикорма (7 мес.) малой ложку в руки сунула — типа, делай с ней, что хочешь, ну а другую взяла сама. Я кормила своей, она копировала меня и тоже делала подобные движения. Сначала не совсем попадала, разливала, быстро уставала, НО никогда не играла с едой. Потом, с 11 мес., можно сказать, начала есть самостоятельно. Это не значит, что я ее больше не докармливала, просто движения стали более осмысленные, что ли, более целенаправленные, больше попадало «по назначению». Где-то с того же времени стали кушать вместе с разных тарелок, зачастую и содержимое их было разное.
Грудью кормила до 2-х лет. ИМХО, одно другому не мешает. 🙂
А вот интересный случай у одной мамы, обратите внимание на РАЗНОЕ отношение к самостоятельной еде в разных семьях:
«Моя дочь вытребовала себе ложку месяцев в 8. В год она РАЗРЕШАЛА себя докормить, а в 1,3 года научилась сама доскребать все с тарелки. Зимой во время моей болезни бабушка решила ей помочь (старшие внуки до сих пор едят с ложки). Моя дочь на нее с ТАКИМ видом посмотрела мол, «Бабка, ты чё, ненормальная». Бабушка пришла ко мне жаловаться. Я ей честно ответила: «Отстань от ребенка, а то ложкой в лоб получишь». Теперь вожу дочу в гости к сестре — она там братика (4 г) и сестрёнку (2,7 л) учит кушать. Бабушка ее хвалит, а дочка моя врубиться не может: ЗА ЧТО?»
Проверьте себя, являетесь ли вы — «Мамой-Фомой неверующим»?
Верьте всегда в возможности своего ребенка и не бойтесь промахов и неудач, размазанной еды и грязной одежды, кухни. Они хорошо обтачивают мастерство самостоятельной еды 🙂
В следующий раз у нас будет разбор по 5 группе, близкой к нашей сегодняшней теме — «Мама-наседка». Следите за публикациями в блоге и рассылке «Едок-привереда» (если еще не подписывались на нее, сделайте это по ссылке: https://detpsycholog.ru/wppage/edok-privereda/