Ко мне пришел вот такой эмоциональный вопрос:
Добрый вечер, просто на грани уже! Два года!!!! именно воюю со своей старшей дочкой. А ей только 8! Дело в том, что у нее пищевая аллергия на очень многие компоненты, в раннем детстве я вообще занималась постоянно только ее здоровьем, какое-то время была на строжайшей диете, потому что была печень и поджелудка в реактивном состоянии и дело шло до астмы …(((( Сейчас все было не так ужасно, пока она не стала есть все что нельзя в ШКОЛЕ!!! то есть — она отдает свою еду, которую можно и просит у других то, что нельзя!!! это просто катастрофа! Я очень хорошо готовлю и дома постоянно изобилие и разнообразие, но да — чипсы, сухарики, газировки и прочую ерунду никогда в жизни не покупаем… Было все — и длительные лекции с подробностями, что она с собой делает, и угрозы, и просьбы и даже я, проявив слабость (осознаю) била ее ремнем, пыталась предложить ей взамен на то, что она продержиться все что угодно — и поездки о которых мечтала, и игрушки … ну все, чем можно стимулировать ребенка…. Сейчас ситуация такова, ежедневно скандал — клянется — божится, что завтра ни-ни, «завтра» естественно сьедает какую-то дрянь и опять все тоже самое. Аллергия уже у меня на нее, появился именно страх, что это какая-то наркотическая зависимость уже…. что же будет дальше?!!!! У меня реально паника! Я сама педагог, нахожу чудесно общий язык с трудными детьми … а тут я бессильна и умоляю о помощи… Проблема не надумана, на фоне аллергии и того, что организм постоянно провоцируется, у нее сипь по всему телу, жуткий запах изо рта, кожа на руках трескается до крови и печет, щеки и губы тоже в плачевном состоянии, когда сильное обострение аллергии—ужасный сон и говорит постоянно во сне и плачет, за год упало зрение, лезут волосы, запах пота ужасный! Волосы с перхотью и тоже неприятный запах уже на второй день после мытья…. а всего-то 8 лет!!! Прошу!! Помогите!! Соломия.
Здравствуйте, Соломия!
Вашей дочке просто не хочется выделяться из группы сверстников, ей трудно принять этот факт, почему всем можно, а ей нельзя. Скандалы показывают, что этот путь убеждения, разъяснения и умасливания чем-то желанным взамен запретного для нее не действует.
И это не потому, что она не понимает вред для здоровья, а из-за того, что сильно окружение сверстников.
Попробуйте по-другому поступить:
1) Есть ли у нее 1-2 близкие подруги, с которыми она чаще всего общается? Пообщайтесь с этими девочками и договоритесь поддерживать вашу дочку в ограничении вредных аллергических продуктов.
2) Исключить сам по себе запрет и дома самыми микроскопическими дозами на регулярной и длительной (до 5 лет как минимум) основе давать аллергические продукты: этот метод называется десенсибилизация (организм приучается повышать порог чувствительности к ним и снижать остроту их восприятия). Поговорите об этом с лечащим врачом, возможно такой метод подойдет вашей дочке.
3) Вместо упреков — молчать, как бы вам не хотелось назидательно сказать: «ну вот, а я тебе говорила, что низззя!» А если замечаете, что она сама удержалась от соблазна — искренне хвалите ее. Этим вы снизите накал страстей между вами.
Дочка станет старше и внешний вид будет для нее приоритетом, она уже сама будет стремиться ухаживать за собой. А до этого пусть вы и папа ее хвалит, какая она чистая, аккуратная и т.п. — т.е только положительные черты замечаем и подкрепляем теплым ободрением.
В 8-10 лет у многих рано созревающих девочек и мальчиков начинают работать гормоны, появляется запах пота, даже прыщи. Приучайте к гигиене и больше рассказывайте о том, что она растет, меняется и эти изменения в теле совершенно нормальны. Знаю, многие девочки в эти переломные подростковые года находятся в стрессе из-за того, что с ними происходит. Поэтому поддержите ее, станьте ей близким другом. И необходимость воевать за «нормальную еду» отпадет.
Леонид, да так и узнаёт: обострение — вопрос: «Так, что ты на этот раз съела?» — «Чипсы…» Как правило, в этой ситуации дети отвечают, потому что искренне раскаиваются, когда им физически плохо.
Не знаю, когда я росла, домашнее обучение было чем-то из рук вон выходящим, а я была вот ровно таким же аллергиком, и маме как-то удалось донести до меня, чего не стоит есть. И лёгкое чувство превосходства над окружающими впридачу выдала 🙂
Аллергия официально относится к психосоматическим заболеваниям.Это,как минимум,значит,что обострения провоцируются стрессом.Мама сама устраивает ребенку этот стресс своими нотациями,скандалами и ремнем (в 8 лет!!!это унизительно!!!) А как максимум-это проблема непринятия себя.Это острая потребность в безусловной любви.Не за оценки и достижения,не за послушность,не за опрятный внешний вид.Мама говорит ей:»Я люблю тебя,моя хорошая» просто так,не за «заслуги»? Или только :»Помойся,от тебя опять пахнет потом?» Я не вижу,где она пишет:»Мне так жалко ее,я вижу,как она страдает».Она хочет «справиться с дочкой»,сделать ее такой,какой ЕЙ надо.Для чего надо?Потому что тоже проблемы с самооценкой и не хватает «подпорки » в виде «правильного ребенка»?
Я это все не просто так пишу.Эмоционально.Это моя проблема тоже.Я выросла с аллергией.Плюс к этому я еще и врач.Я очень хорошо осознаю ,откуда тут ноги растут.
Около полутора лет назад поучаствовала в психологической программе «по поднятию самооценки».Это был глубокий нырок в себя.Эффективно.Буквально на днях выбросила просроченный тюбик с гормональной мазью,без которого я раньше боялась из дома выходить.С удивлением отметила,что пользовалась мазью с тех пор буквально пару раз.Пользуюсь теперь любой косметикой,ем шоколад плитками-без последствий.
Ну,и теперь уже как врач.Обследовать ребенка максимально!!!На гельминтозы-всеми доступными способами.Обследование желудка,кишечника.УЗИ брюшной полости.Функция щитовидной железы.Аллергопробы.И,как уже правильно было посоветовано- десенсибилизация по значимым аллергенам.Заниматься этим с аллергологом.И ОБЯЗАТЕЛЬНО консультация хорошего психотерапевта-для девочки отдельно и семейная очень рекомендована (а может там мама с папой в конфликте,а ребенок переживает).
Анастасия, спасибо, что поделились частью своего жизненного и профессионального опыта! Вы проделали большой путь!
В описании проблемы отсутствует одна важная деталь — как мама узнает, что дочь съела в школе какую-то дрянь. Так вот прямо дочь и рассказывает: «А я сегодня опять ела чипсы! Было очень вкусно!» Так? Что-то не верится.
Но, вообще-то, решение так и напрашивается. Ведь ясно, что школа девочке противопоказана. Значит, надо перейти на домашнее обучение. Во всяком случае до тех пор, пока ребенок не поумнеет. Трудно? Во-первых, у трудных проблем нет легких решений. А во-вторых, не так уж и трудно.
Имеет смысл также разыгрывать дома те сценки из школьной жизни, которые ведут к поеданию всякой дряни. Мама играет дочкину школьную подругу и натурально есть чипсы у нее на глазах. Игра заканчивается за мгновение до того, как чипсы оказываются у ребенка во рту. Затем вместе подумать, как эту сцену надо переиграть, чтобы избежать печального исхода. И действительно — переиграть затем несколько раз, чтобы закрепить алгоритм нового поведения.
Вообще, ситуация очень поучительная. Она наглядно иллюстрирует, что школа делает с детьми. Просто обычно негативные последствия не проявляются так явно и так быстро.
С уважением,
Леонид Некин
Легко сказать Леонид! Дети есть дети…у меня тоже дочь аллергик, слава Богу, как то справляемся, до такого не доходит, но иногда тоже дома бывают скандалы…из за сладкого, аж трясет ребенка…вот тоже по чуть чуть давала, порог потихоньку повысили, она норму знает, но иногда срывается…все со временем, не школа делает…терпения маме и девочке, все наладится…жить -то ей все равно в обычной среде нужно учится, без маминых обедов…
Это точно — когда напоминаешь о существовании очевидного, заведомо работающего решения, это воспринимается с неодобрением. Нет, говорят, главное — сдерживаться, терпеть, и тогда со временем как-нибудь всё наладится. Это и называется психология. Смысл психологической помощи, насколько я понимаю, заключается не в том, чтобы радикально решить проблему, а в том, чтобы помочь перетерпеть.
Леонид Некин