На прошлую статью (которую почему-то все молча прочитали )) ) пришел один комментарий. Когда я просмотрела его, хотела ответить в двух словах, но поднимаемый вопрос требовал более развернутого обсуждения, и я решила его вынести отдельным постом.
Надеюсь, это будет для всех интересно и полезно, в том числе и автору хорошего вопроса.
Итак, суть:
Спасибо за статью («Терапия агрессивности ребенка» — прим. автора), все понятно и четко. В чем проблема у моего ребенка я определила. Стала работать 2 раза в неделю уходя вечером на 3 часа. С этого момента участились истерики + выход в садик, который толком так и не состоялся, т.к. после 2 недель хождения через день попали в больницу и вот уже 2 месяца долечиваемся дома. Кроме того уже пол года как отсутствует дневной сон.
Дочке 3,4. В последнее время стараюсь поменять режим и больше обнимать ее. Когда у нее случаются приступы гнева (а это бывает именно ни с того ни с сего, из-за какой-то мелочи) все ей объясняю и пытаюсь выяснить причину гнева и обид. Одно время говорила ей, что на нее уселась капризуха и ее надо прогнать, еще мы пользуемся чемоданчиком с ДАкалками, большим бумажным пакетом куда можно складывать нехочух.
Иногда она сама про это вспоминает и начинает прогонять своих капризух.
НО вот что мне не давно сказал муж. «У нее так может развиться двуличие…сначала она чудит, а потом это спихивает на капризух….что дальше будет»
Подскажите правильно ли я действую? Заранее спасибо. Надежда.
Надежда, ваш муж скорее всего боится, что этими способами дочка станет перекладывать ответственность на других, мол, это не я, а капризики виноваты, с них и спрос. И его опасение в этом плане реальное.
Но давайте сначала разберемся.
Сам по себе способ одушевления капризиков и воображаемое их изгнание подальше действует неоднократно, и во многих сложных ситуациях, действительно, дает положительные результаты.
Эти действия помогают ребенку осознать, что он может не только капризничать, но и уметь сдерживаться, управлять собой (капризик-то ведь прогнали, дочка стала самой собой, веселой и отзывчивой, все стало хорошо и т.п.).
В какой-то мере (не совсем полностью), это напоминает известный способ преодоления детских страхов, когда нужно вынести запрятанный внутри страх наружу и в виде отдельного воображаемого персонажа. Только в терапии со страхами они не только выносятся из сознания, но и превращаются в карикатурное изображение на бумаге, которое потом уничтожается на глазах у ребенка.
Надо помнить, что этому умению — регулировать свои эмоциональные проявления — нужно учиться еще долго, т.к. детки в таком возрасте пока не имеют развитых тормозных механизмов. И случаи капризов будут проявляться время от времени, когда не пройдет острый кризисный период (до 4 лет).
Хотя, пока организм дочки сейчас ослаблен болезнями, ей нужно обязательно окрепнуть. Здоровому малышу справляться со своими перепадами настроения, конечно, будет проще.
Да, и если родителям в общении с детьми не провоцировать на капризы — этот период пройдет еще легче.
Также нужно учесть тот момент, чисто возрастной: у вашей дочки все психические процессы, включая и воображение, сейчас развиваются бурными темпами — для нее фантазировать и играть в такие «замещения» и искренне верить в реальность происходящего с выдуманными персонажами является еще одним способом релаксации от напряжения после капризов.
Как видите, у вас несколько факторов накладываются друг на друга.
Как долго будет длиться этот период? (имеется в виду фантазия по капризам у здорового ребенка). Обычно воображаемые персонажи либо бесследно исчезают, либо плавно обретают свою телесную оболочку в виде конкретной игрушки (игрушек) в течение полугода. И с ними развивается сюжетно-ролевая игра, которая может сотни раз поменяться, модифицироваться в своей сути.
Для справки: сюжетно-ролевая игра, как важнейший этап игровой деятельности, длится достаточно долго, включая и школьный период.
Потом наступает время, когда взрослые начинают играть в свои психологические игры ))), но об этом мы здесь не говорим.
Таким образом, воображение плюс воплощение его отдельных элементов в игру позволяет ребенку от абстракции перейти к конкретным действиям — игра приобретает вполне «земной» характер. И благополучно разрешается, заменяясь на другие, более актуальные, игровые действия в соответствии с возрастом ребенка.
Как не попасть в перекос и не научить ребенка двуличию, о котором беспокоится ваш муж?
Все просто: если было совершено нечто недопустимое — ребенок отвечает за это так же, как и его «капризка», которая почему-то «улетела в форточку», избежав выговора или нечто подобного. Иными словами, если дочка намеренно вас ударила, обозвала кого-то, толкнула или же сделала что-то назло, несмотря на предупреждение — она должна знать, что не избежит последствий и такие проступки нужно исправлять самой.
Надежда, я вижу, вы оба с мужем — внимательные и заботливые родители, хорошо чувствуете свою дочку, правильно анализируете свои действия, и я уверена, что у вас все будет хорошо.
Капризушка — это ЧУДО!! Скоро будем отмечать ей Годик, а потом, наверное, установим ей памятник)))
Поселилась у нас, когда Дочке было 2.2 года, стала часто капризничать, уговоры и ласка не помогали, а угрозы применять не хотелось. Не было НИ ОДНОЙ ситуации, которую бы не решила быстро и легко Капризушка, советуя, как во «Вредных Советах» Остера делать всё наоборот, не так, как говорит Мама. Таким образом весь «Дух Противоречия» выливается на Капризушку, а не на Маму.
Дочка так её полюбила, что первые месяцы говорила с ней не умолкая по нескольку часов в день, она и теперь воспринимает её как «непутевую», но подружку, смеясь и ахая на её выдумки, лишь изредка грозит прогнать её мухобойкой, если она будет мешать ей засыпать (попробуй я уговорить её заснуть просто так!! Нереально..)
Именно Ваша статья подтолкнула меня год назад на Рождение Капризушки (модифицированная версия).
Светлана, Вы с дочкой молодцы! Здорово получилось 🙂 Спасибо, что поделились! 🙂
Здравствуйте. В статье вы упомянули сюжетно-ролевые игры. Моему сыну 9 лет. Мне кажется, он никогда не играл в них. Вы могли бы рассказать подробнее, что это за игры, есть ли дети, которые в них не играют, и как это отражается на психоэмоциональном развитии? И можно ли в 9 лет как-то с ребенком в них поиграть? Спасибо.
Анна, а во что в целом любит играть ваш сын? Это могут быть, например, игры в кубики, машинки, солдатики, с конструктором и выстраивание с помощью этих игрушек какого-то сюжета. Простейший пример: нагружаем кубики в машину и везем на «стройку» — там строим башню, ставим солдатиков охранять ее. Этот солдат умеет то и то, а этот — другое. Они охраняют сокровища. Вдруг солдаты поссорились… И т.п. Или мишка и зайчик задумали смастерить машинку из конструктора и покататься. Сделали, но машина оказалась на одного, другой не влезает и они решают по очереди кататься и т.п.
По мере подрастания ребенка сюжеты включают в себя не только действия с игрушками и проигрывание с ними разл. ролей, но и участие других детей в игре, каждый из которых играет свою роль. В садике такие игры часто используются.
Спасибо, замечательная статья!
Спасибо, Татьяна за подробный ответ на мой вопрос. В общем я на правильном пути и капризок мы действительно проганяем в крайних случаях, когда всё испробовано. Теперь я спокойна и поняла какую линии поведения мне надо придерживатся. Осталось еще со своими эмоциями научиться дружить в такие моменты, а то иногда терпения не хватает.
Все верно написано! Просто, еще я думаю, что не нужно родителям самим делать большой упор на «капризулек» и вспоминать о них часто. Лучше это как игру делать время от времени, когда уже объяснения чувств ребенка вами для него проговорены и это не помогает. Вот тогда и вспоминать о них и прогонять капризулек.
Анастасия, да, все хорошо в меру
Татьяна, спасибо за статью! Пару лет назад способ про капризку услышала от мамы. когда она применяла его на сестренке. Сейчас уже я применяю этот способ для капризок своей дочки. Стало понятнее для чего я это делаю и что из этого может получиться. Для меня очень своевременная статья 😉
Наталья, пожалуйста 🙂 Я рада, что пригодилась статья