Дорогие родители, в двух прошлых статьях мы определили 7 факторов проявления детской агрессивности и обозначили 7 конкретных шагов-вопросов, которые нужно выяснить, чтобы решить эту проблему.
Мы хорошо знаем, что ребенок имеет право на негативные чувства в такой же степени, как и на положительные. Он ведь живой, тонко чувствующий наше настроение на интуитивном уровне правильно распознающий все его оттенки.
Только вот одно дело — чувствовать и воспринимать интуитивно, и совсем другое — уметь их интерпретировать, облекать в слова, выражать свои ощущения понятными словами. В этом и состоит проблема для многих деток.
Чтобы доходчиво донести до вас этот момент, я использую такую иллюстрацию.
Вот представьте, вы находитесь в другой стране, в которой разговаривают на малознакомом для вас языке. Во всяком случае худо-бедно вы объяснитесь со словарем и ладно. Но вот возникла некая опасность и вам срочно нужно объяснить ситуацию. Я не буду приводить в пример какой-нибудь трагический случай.
Воображение у вас есть — так что вы это себе хорошо представили. Итак, острая нехватка нужных слов на иностранном языке. Вы не в состоянии объяснить, что происходит с вами и от этого начинаете сильно нервничать, жестикулировать и т.п.
В такой же ситуации находится и малыш, который еще не в полной мере освоил нужный объем слов, позволяющий в полной мере выразить его негативные чувства, будь это страх, боль, обида, ярость, злость и т.д. И вместо слов он легко переходит к действиям: плачу, а то и рёву по 10-тибалльной шкале, крикам, битью. Это его способ выразить чувства и излить их, чтобы облегчить внутренние переживания.
Вы можете удивиться: ой, да какие переживания у 2-3-летнего несмышленыша?! Одет, обут, хорошо накормлен, куча игрушек — веселись по самое не хочу. Ан нет, оказывается мы тут с вами забываем про одну важнейшую шкалу потребностей, которую вывел выдающийся психолог Абрахам Маслоу. Если по ней посмотреть, в основе лежит удовлетворение базовых потребностей малыша, обеспечивающих его жизнь (еда, сон и т.п.). Далее на следующей ступеньке идет удовлетворение потребности в безопасности. И потом уже — потребность в любви, принятии.
Правда, как интересно? 🙂
Если вы восполняете первые две ступеньки потребностей, но на этом ваша забота заканчивается — есть большая вероятность того, что ребенок будет искать удовлетворения любви и принятии. А поскольку и словаря-то активного мало еще, малыш ищет другие пути.
Итак, с этим нам понятно.
Теперь что дальше делать?
1. Расширяем лексикон малыша, проговаривая все чувства, которые он испытывает.
Начинаем с радостных и положительных.
Например, ваш кроха с увлечением бегает за мячом — вы говорите в третьем лице (до 2-2,5 лет) «Паше нравится играть в мяч. Паша веселый» или в первом лице (ближе к 3 годам) «Тебе нравится играть в мяч. Ты такой веселый!».
То же самое и в остальных ярких ситуациях: ребенок помог вам и радуется — обязательно отмечаете его чувства. Если он упал и ушиб коленку — сочувственно подуйте и скажите «Паше больно, сейчас мама подует и все пройдет» или «Паша, ты рассердился и ударил. Маме (папе, бабушке и т.д.) больно. Пожалей маму (папу, бабушку), вот так»
Наверняка вы сталкивались с такой ситуацией в песочнице: играют двое-трое малышей 1,5-3 лет каждый по соседству, копается своим совочком. Вдруг один чего-то не поделил с другим и стукнул соседа. Тот плачет, размазывая слезы, а его сверстники молча смотрят, порой даже с любопытством.
Почему?
В основном это бывает по той причине, что малыши еще не умеют выражать в словах те эмоции, которые испытал обиженный. Они видят слезы, чувствуют, что тот обижен и… ничего не делают. Просто смотрят.
Ситуацию можно спасти, подойдя к обиженному и пожалеть его, называя его чувства. Затем показать, как можно играть, чтобы не обидеть других.
2. Помимо житейских ситуаций, для расширения эмоционального запаса слов также рекомендуется проигрывание проблемных эпизодов на игрушках.
В этом случае ведущую роль на себя берет мама или другой, близкий к ребенку взрослый. Она придумывает сюжет и активно вовлекает сына или дочку в игру.
Для деток постарше (от 3 лет) можно использовать рисунки с различными эмоциями на лице (от веселого до печального) и фотографии сюжетов. Задание простое — попросите малыша объяснить словами, что чувствует главный герой на картинке: «Как ты думаешь, он веселый или грустный? А почему?»
Если он затрудняется — подсказываем и объясняем, на какие детали нужно обратить внимание, чтобы уловить общий эмоциональный фон («видишь, у девочки глазки мокрые, лицо спрятано в ручки — она расстроена и плачет, потому что потеряла кошку. А вот видишь этого мальчика — он весело улыбается, рот аж до ушей, глаза тоже веселые и весь он подпрыгивает от радости — он играет в мяч и игра ему очень нравится» и т.п.).
Еще задание дается ребенку: на листочке А4 рисуются головки человечков, глазки, нос. Рот не рисуем — это делает ребенок. Итак, малышу предлагают нарисовать веселого человечка — он рисует улыбку. Печального — «улыбка наоборот», испуганного — рот в форме овала, злого, сердитого — кривой рот с открытыми зубами и т.п.
Далее рисунок можно дополнять, рисуя брови и глаза соответственно эмоциональному настроению на каждом персонаже. Ребенок через изобразительную деятельность учится правильно дифференцировать различные оттенки эмоций.
Таким образом, расширение эмоционального запаса слов плюс правильная их идентификация в различных ситуациях дает хороший шанс для осознанного управления собой. Проговоренные чувства помогают ребенку понять, что с ним происходит и быстрее успокоиться, ведь собственная истерика может даже испугать ребенка и заставить долго-долго всхлипывать.
3. Далее, существует методика, которая помогает ребенку справиться со своими бурными аффективными чувствами.
Она известна под названием «холдинг-терапия», была первоначально разработана специально для детей — аутистов, у которых как раз отмечаются серьезные нарушения в эмоциональной-волевой сфере, проблемы в коммуникациях со сверстниками и взрослыми.
Конечно, мы не относим обычного ребенка, проявляющего агрессивность, к аутистам, просто сама суть методики может с успехом использоваться для коррекции данной эмоциональной сферы и у агрессивного ребенка.
Смысл методики заключается в следующем. Агрессивный ребенок, как правило, эмоционально отчужден к объекту/субъекту агрессии, он может вспыхнуть и применить физическую силу по отношению к другому ребенку, к другим членам семьи: ударить с того ни сего, бить регулярно, вымещать свое плохое настроение на других, пинать игрушки, таскать кошку за хвост и т.п.
Хотя в психологии есть несколько способов снятия напряжения:
- стаканчик крика
- война с подушкой
- боксерская груша
- "листок гнева"
- комкание бумаги/газеты, их измельчение на кусочки руками
- швыряние металлических/пластмассовых кружек, которые с грохотом падают на пол
- бег и прыжки
- крик без голоса
- переливание воды
- пересыпание крупы
- рисование на поверхности, засыпанного крупой
- песочная терапия
- аутотренинг
- расслабляющий массаж
- плавание
- рисуночная терапия: рисование гнева и его последующее уничтожение
и др.
Но главное отличие холдинг-терапии по отношению к выше перечисленным способам снятия напряжения, состоит в тесном тактильном контакте мамы и ребенка.
Вы хорошо знаете, что младенцы, лишенные достаточного телесного общения с мамой, хуже растут, чаще болеют, могут сильно отставать от сверстников в психическом развитии, по сравнению с их сверстниками, не имеющими проблем в тактильном общении с родителями.
Как это делается: мама плотно заворачивает извивающегося в своей агрессии и активно ей сопротивляющегося малыша в толстое одеяло и крепко прижимает к себе, приговаривая слова утешения и любви: "Паша мой хороший, Паша, я люблю тебя, мы сейчас успокоимся, все будет хорошо, Паша, мой любимый..." и так по кругу повторяя.
Ребенка можно сажать спиной к себе, плотно обнимая его руками, фиксируя и его ноги (ограничиваем брыки) или лицом к себе, чтобы поймать зрительный контакт. Обычно на ласковое, но крепкое удержание агрессивного малыша требуется время от часа до трех, терпение и море любви.
Оказываясь в нежных крепких маминых объятиях, слыша ее успокаивающий голос, бунтующий кроха начинает "приходить в себя". Он громко плачет, в некоторых случаях даже царапается, кусается, плюется, выливая накопившееся напряжение в слезах. Но потом он неизменно затихает, т.к. вся энергия ушла на снятие напряжения. Важно не разомкнуть удерживающих объятий, пока не завершится плач и он не расслабится. В это время можно ласково покачать, спеть песенку, погладить, проговорить снова волшебные слова любви - он уже более осмысленно начинает понимать мамины слова.
Папа тоже может принимать участие в холдинг-терапии: обнимая маму и ребенка. Сплоченность и дух единства родителей помогают ребенку сбалансировать свое внутреннее состояние, развить доверие к родителям и уверенность в своей защищенности и безопасности.
После холдинг-терапии поведение многих деток существенно изменяется в положительную сторону: они успокаиваются, утверждаются в том, что мама их любит всегда, готова обнять и помочь снять напряжение. Они с удовольствием заглядывают маме в глаза, охотно принимают участие в жизни семьи, их агрессивное поведение кардинально меняется на спокойное и уравновешенное.
Холдинг-терапию можно проводить регулярно, каждый день. И когда вы замечаете, что агрессивное поведение стало уходить, можно снизить частоту проведения, но при этом обязательно нужно поддерживать теплый эмоционально-тактильный контакт с ребенком: обнимать, целовать, шептать ласковые словечки, играть вместе.
Вот основные моменты, касающиеся коррекции агрессивного малыша.
Напишите, пожалуйста, в комментариях, применяли ли вы уже какие-то способы, чтобы справиться с агрессивностью ребенка? Что получилось? Давайте вместе делиться своими наблюдениями и «коронными» приемами для снятия агрессии у ребенка -это очень поможет остальным родителям!
Здравствуйте. Спасибо за интересную информацию. Обязательно попробую. Младшему 2 г. 7 м. Очень часто бывают истерики связанные с хочу, не хочу. Сначала говорит хочу, когда даёшь говорит не хочу и так по кругу, пока не доведет себя до истерики. Стараюсь вести себя спокойно но часто просто рвет крышу и я начинаю орать на него. Надо попробовать для его успокоения. Спасибо ещё раз за вашу работу.
Татьяна, большое спасибо за цикл статей про детскую агрессивность! Поделюсь с родителями, которые обращаются за консультациями.
Спасибо!
Хотелось бы научиться справляться с агрессией у первоклашек. Работаю в школе педагогом ритмики. Все чаще в первый класс идут очень гиперактивные и в том числе агрессивные к своим одноклассникам мальчики, которые даже просто на взгляд в их сторону реагируют кулаками
Замечательная статья!
Здравствуйте, Татьяна!
Спасибо за интересные статьи по данной теме.
Скажите, пожалуйста, данный метод можно использовать для семилетнего мальчика? или какой то другой лучше? Чисто физически, мне кажется, может быть трудно…
Заранее спасибо.
Татьяна
Татьяна, спасибо большое за статью. Моей доченьке сейчас 3,2 года, последние полгода превратились просто в кошмар: спокойная до этого дочка просто изводит меня истериками по самым разным поводам. При чем в детском саду она послушная, а с мамой начинается — хочу, чтобы было вот так, а никак говорит мама, чаще всего это выходит через крик, но порой бывает и агрессия, когда она может замахиваться на меня или даже ударить. Крайне редко мы проводим время спокойно. А у меня уже самой срывы начинаются до слез, ощущение, что я плохая мать. Ни уговоры, ни переключение на что-то другое не удаются. У нас еще ситуация такая, что нет папы, а доченька очень хочет, чтобы он появился в нашей жизни. Может быть она не может выразить эту свою потребность иначе, и это тоже выражается в истериках. Родственники еще давят мне на психику, что я неправильно ее воспитываю, и в чем-то иду у нее на поводу. Попробую метод, который вы описали, возможно, удастся снизить агрессивность и истеричность у ребенка. К психологу обращалась в садике, сказал, что нужно перетерпеть этот период кризиса 3-хлеток, но порой сил нет, когда ребенок и утром и вечером и все выходные кажется изводит тебя своими истериками.
Спасибо за статью, все понятно и четко. В чем проблема у моего ребенка я опредилила. Стала работать 2 раза в неделю уходя вечером на 3 часа. С этого момента участились истерики + выход в садик, который толком так и не состоялся, т.к. после 2 недель хождения через день попали в больницу и вот уже 2 месяца долечиваемся дома. Кроме того уже пол года как отсутствует дневной сон. Дочке 3,4. В последнее время стараюсь поменять режим и больше обнимать ее. Когда у нее случаются приступы гнева (а это бывает именно ни с того ни с сего, из-за какой-то мелочи) все ей объясняю и пытаюсь выяснить причину гнева и обид. Одно время говорила ей, что на нее уселась капризуха и ее надо прогнать, еще мы польхуемся чемоданчиком с ДАкалками, большим бумажным пакетом куда можно складывать нехочух. Иногда она сама про это вспоминает и начинает прогонять своих капризух. НО вот что мне не давно сказал муж. «У нее так может развиться двуличие…сначло она чудит а потом это спихивает на кпризух….что дальше будет»
Подскажите правильно ли я действую? Заранее спасибо.
Надежда, спасибо за этот интересный вопрос 🙂 Я вынесла его вместе с ответом в отдельную статью, пожалуйста, перейдите по ссылке: https://detpsycholog.ru/esli-na-plecho-rebenka-uselas-kaprizuxa/