В предыдущем посте я давала ответ на вопрос: “Действительно ли у ребенка плохая память?”
Речь шла о том, что в трудностях обучения роль играть может не только память, но и другие психические процессы (восприятие, внимание, мышление и др.), недостаточно развитые к моменту начала учебной деятельности.
Но что делать, если в результате тестирования вы у своего ребенка увидели низкий уровень развития памяти? Как ему помочь ее развить? И возможно ли добиться успеха?
К счастью, на эти вопросы можно дать утвердительный ответ. Многими выдающимися психологами была накоплена обширная методическая база и составлено много коррекционных упражнений, которыми я и поделюсь с вами.
Для начала нужно понять, что память – это сложный психический процесс, который заключается в переработке, хранении и воспроизведении материала. Различают кратковременную память и долговременную. Например, ваш друг по телефону продиктовал свой адрес. Вы его можете помнить, не записывая, в течение нескольких секунд, потом информация стирается и воспроизвести ее спустя несколько минут крайне сложно, если, конечно, вы не повторяли про себя этот адрес. Это пример кратковременной памяти.
Долговременная память имеет большой интервал времени для хранения запоминаемого материала. Она тесно связана с мышлением, оперированием образами. Многократно повторяемый материал прочно оседает в долговременной памяти, а если этот материал подкреплялся визуальными, аудиальными и кинестетическими (двигательными) эффектами – прочность усвоения измеряется годами и десятилетиями.
Какие же физиологические особенности памяти?
- Успешность обработки информации зависит от условий, в которых находится человек (полное сознание, сосредоточенность, внимание, физическое и психическое здоровье).
- Сочетание логического мышления с эмоционально окрашенными образами повышают качество усвоения материала.
- Информацию, которую запомнили ранее, можно “перезаписывать” и хранить в новом образе.
Эти положения позволят лучше понять процесс запоминания. Очевидно, если у ребенка есть трудности заучивания, обратите внимание на то, какими способами он запоминает. Самым доступным является образное представление и его запоминание, т.е. материал сначала представляется в виде картинки или сюжета (визуализируется), потом к этому процессу подключается мышление – ребенок как бы пересказывает “увиденную” картинку, поясняет ее. И в конце идет повторение (воспроизведение) запоминаемого материала. Это…
1 этап – Развитие образной памяти
Наглядно представлю цепочку:
рисунок на бумаге –> рисунок в мыслях –> подключение мышления и эмоций –> повторение
На этих четырех составляющих и основана хорошая образная память. Вначале данный алгоритм идет медленно, позже процесс идет намного быстрее и под конец автоматизируется – ребенок легко пересказывает рассказы, учит стихи, запоминает объяснения учителя. Его учебная деятельность становится все более организованной.
Теперь перейдем к упражнениям на развитие образной памяти. Их можно использовать для тренировки и слуховой (зачитываете ему вслух), и зрительной памяти (он читает слова самостоятельно).
1. Рисуем образы
Чтобы ребенок был способен мысленно представлять картинку, на первом этапе ее нужно зарисовать от руки на бумаге. Говорим ему вслух (или даем ему прочесть) простые слова и словосочетания (вы сами по аналогии можете придумать другие):
- мяч, дерево, стол, сердитый мальчик, забор
- хорошая погода, умная девочка, ласковое солнышко, веселый цыпленок
Пусть ребенок учится передать все это на бумаге. Не обязательно точная зарисовка, главное, чтобы ему сюжет был понятен и он по рисункам смог бы воспроизвести продиктованные слова правильно.
2. “Рисуем” мысленно
Вы зачитываете вслух (или даете ему прочесть) короткие предложения, пусть ребенок после каждого предложения закроет глаза и попробует мысленно представить сюжет.
- Капающая сосулька
- Журчащий ручеек в горах
- Прыгающая через скакалку девочка
- Сладко дремлющая кошка на подоконнике
- Веселый щенок, грызущий тапочки
- Шоколадная конфета в золотистой обертке, лежащая на столе
Теперь ребенок записывает каждую фразу, опираясь на свои мысленные образы.
3. Связь слова с эмоциями и переживаниями
Ребенок закрывает глаза и представляет себе картины:
- Ожог
- Ожог руки
- Плачущая на улице девочка
- Два дерущихся мальчика в парке
- Радостно поющая птичка на ветке дерева
- Медведь, ломающий кустарник
- Голодный кот, требующий колбаски
- Пчела, летающая вокруг вашей головы
После этого пусть он запишет то, что ему запомнилось.
4. “Фотографируем” глазами (тренировка зрительной памяти)
Здесь мы поиграем с палочками (в первом классе школьники обычно покупают счетные палочки, их можно использовать) или спичками. Участвуют двое: ведущий и игрок.
Ведущий строит фигурку так, чтобы ребенок ее не видел, потом на пару секунд показывает и накрывает листом бумаги. Игрок “фотографирует” фигурку, прикидывая, сколько там палочек (спичек) и пробует воспроизвести то же самое.
Для начала можно использовать 3-4 спички и если справляется – усложнять фигуры, добавляя спички.
После успешной тренировки мы переходим к следующему этапу в развитии хорошей памяти – осознанному восприятию.