• Контакты
  • Карта сайта
Мы в соцсетях:
deviantart
facebook
  • Главная
  • Обо мне
  • Бесплатно
    • Мамины уроки по детскому сну
    • Секретная формула от капризов ребенка
    • Что мешает стать спокойной мамой?
    • Едок-привереда
    • 7 причин детского нытья
    • Как проверить готовность ребенка к школе
    • 7 провальных фраз родителей
  • Курсы
    • Сладкий сон вашего ребенка
    • Укладывание ребенка: подводные камни
    • Как отселить подросшего ребенка в кровать
    • Как разобраться с капризами у ребенка?
    • Быстрые результаты в общении с ребенком.9 эффективных техник
    • Как преодолеть капризы у ребенка?
    • Железная выдержка: Как сохранять спокойствие, когда дети не слушаются
    • Капризы и истерики у ребенка (книга)
    • Что делать с непослушными и упрямыми детьми?
    • Ах, кусочки, комочки
  • Консультация
  • Отзывы
  • Блог
  • Мой Дзен

Как школьнику развить образную память?

17 декабря, 2009
by Татьяна Егорова
коррекция, образная память, тренировка памяти
0 Comment

guseniza В предыдущем посте я давала ответ на вопрос: “Действительно ли у ребенка плохая память?”

Речь шла о том, что в трудностях обучения роль играть может не только память, но и другие психические процессы (восприятие, внимание, мышление и др.), недостаточно развитые к моменту начала учебной деятельности.

Но что делать, если в результате тестирования вы у своего ребенка увидели низкий уровень развития памяти? Как ему помочь ее развить? И возможно ли добиться успеха?

К счастью, на эти вопросы можно дать утвердительный ответ. Многими выдающимися психологами была накоплена обширная методическая база и составлено много коррекционных упражнений, которыми я и поделюсь с вами.

Для начала нужно понять, что память – это сложный психический процесс, который заключается в переработке, хранении и воспроизведении материала. Различают кратковременную память и долговременную. Например, ваш друг по телефону продиктовал свой адрес. Вы его можете помнить, не записывая, в течение нескольких секунд, потом информация стирается и воспроизвести ее спустя несколько минут крайне сложно, если, конечно, вы не повторяли про себя этот адрес. Это пример кратковременной памяти.

Долговременная память имеет большой интервал времени для хранения запоминаемого материала. Она тесно связана с мышлением, оперированием образами. Многократно повторяемый материал прочно оседает в долговременной памяти, а если этот материал подкреплялся визуальными, аудиальными и кинестетическими (двигательными) эффектами – прочность усвоения измеряется годами и десятилетиями.

Какие же физиологические особенности памяти?

  1. Успешность обработки информации зависит от условий, в которых находится человек (полное сознание, сосредоточенность, внимание, физическое и психическое здоровье).
  2. Сочетание логического мышления с эмоционально окрашенными образами повышают качество усвоения материала.
  3. Информацию, которую запомнили ранее, можно “перезаписывать” и хранить в новом образе.

Эти положения позволят лучше понять процесс запоминания. Очевидно, если у ребенка есть трудности заучивания, обратите внимание на то, какими способами он запоминает. Самым доступным является образное представление и его запоминание, т.е. материал сначала представляется в виде картинки или сюжета (визуализируется), потом к этому процессу подключается мышление – ребенок как бы пересказывает “увиденную” картинку, поясняет ее. И в конце идет повторение (воспроизведение) запоминаемого материала. Это…

1 этап – Развитие образной памяти

Наглядно представлю цепочку:

рисунок на бумаге –> рисунок в мыслях –> подключение мышления и эмоций –> повторение

На этих четырех составляющих и основана хорошая образная память. Вначале данный алгоритм идет медленно, позже процесс идет намного быстрее и под конец автоматизируется – ребенок легко пересказывает рассказы, учит стихи, запоминает объяснения учителя. Его учебная деятельность становится все более организованной.

Это интересно:  Проигрываем с улыбкой

Теперь перейдем к упражнениям на развитие образной памяти. Их можно использовать для тренировки и слуховой (зачитываете ему вслух), и зрительной памяти (он читает слова самостоятельно).

1.  Рисуем образы

Чтобы ребенок был способен мысленно представлять картинку, на первом этапе ее нужно зарисовать от руки на бумаге. Говорим ему вслух (или даем ему прочесть) простые слова и словосочетания (вы сами по аналогии можете придумать другие):

  • мяч, дерево, стол, сердитый мальчик, забор
  • хорошая погода, умная девочка, ласковое солнышко, веселый цыпленок

Пусть ребенок учится передать все это на бумаге. Не обязательно точная зарисовка, главное, чтобы ему сюжет был понятен и он по рисункам смог бы воспроизвести продиктованные слова правильно.

2. “Рисуем” мысленно

Вы зачитываете вслух (или даете ему прочесть) короткие предложения, пусть ребенок после каждого предложения закроет глаза и попробует мысленно представить сюжет.

  1. Капающая сосулька
  2. Журчащий ручеек в горах
  3. Прыгающая через скакалку девочка
  4. Сладко дремлющая кошка на подоконнике
  5. Веселый щенок, грызущий тапочки
  6. Шоколадная конфета в золотистой обертке, лежащая на столе

Теперь ребенок записывает каждую фразу, опираясь на свои мысленные образы.

3. Связь слова с эмоциями и переживаниями

Ребенок закрывает глаза и представляет себе картины:

  1. Ожог
  2. Ожог руки
  3. Плачущая на улице девочка
  4. Два дерущихся мальчика в парке
  5. Радостно поющая птичка на ветке дерева
  6. Медведь, ломающий кустарник
  7. Голодный кот, требующий колбаски
  8. Пчела, летающая вокруг вашей головы

После этого пусть он запишет то, что ему запомнилось.

4. “Фотографируем” глазами (тренировка зрительной памяти)

Здесь мы поиграем с палочками (в первом классе школьники обычно покупают счетные палочки, их можно использовать) или спичками. Участвуют двое: ведущий и игрок.

Ведущий строит фигурку так, чтобы ребенок ее не видел, потом на пару секунд показывает и накрывает листом бумаги. Игрок “фотографирует” фигурку, прикидывая, сколько там палочек (спичек) и пробует воспроизвести то же самое.

Для начала можно использовать 3-4 спички и если справляется – усложнять фигуры, добавляя спички.

После успешной тренировки мы переходим к следующему этапу в развитии хорошей памяти – осознанному восприятию.

Об авторе
Педагог-психолог, семейный консультант и эксперт по детско-родительским отношениям. Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.
Поделиться в комментариях

    Оставить комментарий Отменить ответ

    *
    *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Нужна секретная Формула от капризов? Подпишись

    Секретная формула от капризов ребенка


    Хочу быть спокойной мамой


    Как проверить готовность ребенка к школе


    Записи в блоге по месяцам

    Рубрики

    Акции Бесплатные материалы Видео Внимание Возрастные кризисы Воспитание ребенка Дети до 1 года Детская агрессия Детские страхи Детский сад Детский юмор Жизнь и работа Зависимость от компьютера, телевизора, планшета Задать вопрос психологу Интервью Коррекционные упражнения Муж и жена Мы с дочкой Новости Память Питание ребенка Праздники Продукты Психологическая диагностика Развитие ребенка 0-1 г Реальные истории Ребенок и горшок Рецензии Речевое развитие ребенка Саморазвитие Самостоятельность ребенка Сон ребенка Управление эмоциями Школа

    Самое популярное

    • Как справиться с непослушным ребенком? - 156 057 просмотров
    • Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы - 126 716 просмотров
    • Ребенок боится других детей - 112 845 просмотров
    • Вы внимательны? Пройдите таблицы Шульте - 100 287 просмотров
    • Если ребенок не ест твердую пищу… - 90 379 просмотров

    Свежие комментарии

    • Татьяна Егорова к записи Так просто сложить лапки и поныть. Как помочь ребенку преодолеть нытьё?
    • Татьяна Егорова к записи Так просто сложить лапки и поныть. Как помочь ребенку преодолеть нытьё?
    • Екатерина к записи Так просто сложить лапки и поныть. Как помочь ребенку преодолеть нытьё?
    • Вера к записи Так просто сложить лапки и поныть. Как помочь ребенку преодолеть нытьё?
    • Татьяна Егорова к записи Практические действия привить школьнику самостоятельность

    Мы на Фейсбуке, включайтесь!

    Мы ВКонтакте, присоединяйтесь!

    2010-2021 г. ИП Егорова Татьяна Евгеньевна. ОГРН 310715427300311 Все права защищены.
    Перепечатка материалов без согласия автора запрещена. Договор-оферта
    Соглашение об использовании персональных данных
    Политика безопасности платежей