• Контакты
  • Карта сайта
Мы ВКонтакте:
deviantart
  • Главная
  • Обо мне
  • Бесплатно
    • Секретная формула от капризов ребенка
    • Едок-привереда
    • 7 причин детского нытья
    • Самостоятельный ребенок: с чего начать?
  • Курсы
    • Мама, я могу! Сборник чек-листов по самостоятельности ребенка с 2,5 до 18 лет
    • Ах, кусочки, комочки: как помочь ребенку есть твердую пищу
  • Консультация
  • Отзывы
  • Блог
  • Дзен

Опекать нельзя, давать самостоятельность: кто прав?

30 октября, 2017
by Татьяна Егорова
гиперопека, гипоопека
1 Comment

Дорогие родители и все наши читатели — спасибо всем за прошлые комментарии к этому вопросу!

Напомню ситуацию — смотрите по ссылке.

Отмечу, что многие выбрали, что права мама и лишь некоторые согласились с тем, что нужен определенный баланс между свободой набивать шишки и полным  ограждением от падений.
В воспитании не бывает крайней полосы, которой нужно держаться непременно. Всегда идет поправка на самого ребенка, текущую ситуацию и условия в ней.

Вот 2 примера.

Здоровый ребенок. Ребенок с нарушениями в опорно-двигательном аппарате.
В первом случае свободу действовать дают раньше, чем во втором случае. Потому что темпы развития и адаптации организма к жизни и в пространстве в обоих случаях совершенно разные.

Поэтому первый пункт, на который смотрим — это соответствие физического и психического развития ребенка его возрасту.

Если все в порядке, нет основания перегибать палку и перестраховывать, ведя за ручку там, где он вполне сможет пройти сам.
Если есть определенные проблемы — то помогаем ребенку сначала адаптироваться в пространстве, максимально научиться владеть своим телом, насколько это  возможно. И… постепенно давать ему более сложные задачи, опираясь на усвоенный предыдущий уровень.
Если брать здорового ребенка — учим малыша вовремя сползать с кровати ножками, а потом опускаться на пол, а не кидаться головкой вперед-вниз.
Научился? Отлично. Смотрим и наблюдаем, страхуем и постепенно даем самостоятельно сползти.
Стал ходить и бегать? Отлично. Учим его падать, выставив вперед ручки. Тренируем в игре на мягких подушках и только потом уменьшаем мягкую опору, постепенно  убирая одну подушку за другой.

Вот ребенок привык выставлять ручки при падении. Задача усвоена. Адаптация пройдена. Идем дальше. и т.д.
В случае с ребенком, у которого есть проблемы в развитии, адаптационный путь удлиняется.

Чувство собственного тела, его равновесие и его положение в пространстве хорошо развивают подвижные игры: бег, догонялки, прыжки, ходьба по заданному маршруту, катание на велосипеде, роликах и т.д. по мере освоения предыдущих простых умений.

Второй пункт, на который смотрим — это… готовность мамы или папы отпускать от себя дитя.

Вот тут нам могут встретиться интересные нюансы.

Гиперопека — это чрезмерная забота одного или обоих родителей о ребенке, при которой в отношениях «ребенок-родитель» детям предоставляется минимум
самостоятельности и личного психологического пространства, а родительский контроль осуществляется даже в тех случаях, когда он не нужен.

Она может встретиться в любой семье, в которой присутствуют один или несколько факторов:

— родители очень ждали малыша, и когда он осчастливил их своим присутствием, появился острый страх потери крохи.

Часто эта неуверенность начинается еще в роддоме.
Вот хрупкий малыш. И как только в таком маленьком тельце держится жизнь?! Как страшно что-то повредить, беря его на ручки.
Вот он срыгнул. Те, кто вырастил не одного ребенка, скажут: обычное явление. Бывает… Но мнительные родители пугаются до ужаса: «Доктор, у него что-то не то…»
Вот он зацепился за край мебели и упал — к нему бегут со страхом, цел ли, сильно ли ушибся?
Вот он неуверенно переступает ножками, учится ходить. И тревога у таких родителей возрастает в геометрической прогрессии. Рождается желание спасти от
падений, защитить от ушибов, сохранить от травм. Везде, где только ступит его ножка. К ребенку пристраивается вечный конвой в лице сутулящихся родителей, бессменно сменяющих друг друга.

Итог: Ребенок растет… с вечным ощущением своей беспомощности, несмотря на то, что его всегда и во всем оберегают. И когда он оказывается вне привычного конвоя — он начинает осознавать весь ужас своего положения. Хотя мама тут, но она не рядом, не держащая за руку! А-а-а! Страшно!

— ребенок для мамы и/или папы стал центром Вселенной.

У таких родителей часто бывает  бедная по содержанию личная и общественная жизнь. Все сводится к ребенку и вращается вокруг него. При детоцентризме очень трудно вовремя увидеть возможности ребенка и суметь их развить.
Часто они подавляются до такой степени, что жизнь ребенка полностью наполняет мама. Обидные фразы, типа: «Копуша, дай я быстрее сделаю»; реплики, не верящие в ребенка: «Не трогай, разобьешь!», «Не лезь, упадешь!» «Ты не умеешь», «Стой, я сама сделаю» сами по себе закладывают разрушительную программу восприятия себя как личности с особыми потребностями.

Это интересно:  Гиперопека ребенка - зло или благо?

В итоге исчезает желание пытаться что-то сделать. Замедляется развитие.

Ребенок растет и из тепличного растения превращается в ненасытного потребителя. Почему?

Потому что он не научился сам восполнять свои потребности, ожидая, когда его проблемы разрешат мама с папой.
Тема большая, широкая и глубокая. Много сломанных судеб и трагических жизней из-за философии детоцентризма.

— родители действуют так, потому что каждый из них в какой-то мере пережил либо гипоопеку (недостаток заботы и контроля в своем детстве), либо гиперопеку и подсознательно ориентируется на вынесенные оттуда переживания.

Бывает как в семьях двух поколений (родители-дети), так и в семьях трех и более поколений (где проживают и бабушка с дедушкой помимо родителей ребенка).
Старшее поколение может развить гиперопеку над внуками, не доверяя самим родителям осуществлять свои задачи воспитания.

Тоже сложная тема, которую с одной стороны непросто решить, не распутав клубок зависимостей друг от друга и истинных ролей внутри этой семьи, а с другой она решается путем отделения родителей от старшего поколения территориально, тем самым родители психологически перестают быть от них зависимыми.

—————-

Возвращаясь к вопросу — кто же прав, ответ будет: никто.
Оба родителя встали на противоположные края и совсем забыли про адаптационный путь для своего ребенка.

Об авторе
Педагог-психолог, семейный консультант и эксперт по детско-родительским отношениям. Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.
Поделиться в комментариях
    One Comment
    1. Раиса Мисриханова at Ответить

      Спасибо Вам за подробный анализ! Да,порой мы учитываем только одну сторону такой ситуации, а если задуматься , то есть и вторая сторона,которую нужно учесть.

    Оставить комментарий Отменить ответ

    *
    *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Я хочу найти…


    Секретная формула от капризов ребенка

    Записи в блоге по месяцам

    Рубрики

    Акции Бесплатные материалы Видео Внимание Возрастные кризисы Воспитание ребенка Дети до 1 года Детская агрессия Детские страхи Детский сад Детский юмор Жизнь и работа Зависимость от компьютера, телевизора, планшета Задать вопрос психологу Интервью Коррекционные упражнения Муж и жена Мы с дочкой Новости Память Питание ребенка Праздники Продукты Психологическая диагностика Развитие ребенка 0-1 г Реальные истории Ребенок и горшок Рецензии Речевое развитие ребенка Саморазвитие Самостоятельность ребенка Сон ребенка Управление эмоциями Школа

    Самое популярное

    • Как справиться с непослушным ребенком? - 158 583 просмотров
    • Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы - 143 438 просмотров
    • Ребенок боится других детей - 117 194 просмотров
    • Если ребенок не ест твердую пищу… - 107 517 просмотров
    • Вы внимательны? Пройдите таблицы Шульте - 103 820 просмотров

    Последние комментарии

    Воспитание ребенка (10) Задать вопрос психологу (20) Развитие ребенка 0-1 г (26) Сон ребенка (26) диагностика (10) игры для малышей до года (18) капризы ребенка (15) новый год (14) ошибки воспитания (8) ребенок не ест твердую пищу (9) ребенок плохо спит (11) упражнения для детей до года (25)

    Мы ВКонтакте, присоединяйтесь!

    2010-2023 г. Егорова Татьяна Евгеньевна. ИНН 710601728047 Все права защищены.
    Перепечатка материалов без согласия автора запрещена. Договор-оферта
    Соглашение об использовании персональных данных