В эту пятницу традиционно продолжаем интересную тему Игры от рождения до года.
В прошлый раз мы остановились на том, какие физические упражнения можно провести с малышом в 6 месяцев.
Сегодня я планировала рассказать вам про развивающие игры, которые можно предложить малышу шести месяцев жизни, но поскольку объем получается достаточно большой, решила разбить материал на две части. Поэтому сегодня мы начнем с того, какая должна быть развивающая среда для шестимесячного ребенка, а в следующую пятницу продолжим подборкой развивалок. 🙂
Если вы помните, я говорила ранее, что до 6-7 месяцев у малыша идет этап особого восприятия предметов: если предмет исчез с поля зрения, значит его — нет. Теперь этот период уходит, ребенок понимает, что объект может где-то быть: прятаться под подушкой, одеялом, у мамы за спиной. Малыш начинает искать его.
Поэтому активно играйте с ним в уже полюбившиеся прятки. 🙂 в них можно играть где угодно и как угодно: на кровати, на тахте, на коврике, в машине и т.п. И чем больше вы предметов задействуете в качестве укрытий, чем разнообразней объекты, тем лучше будут развиваться ориентировочные и целенаправленные поисковые движения глаз, рук. Малыш будет стремиться доползти до объекта, стягивать покрывало, бурно радоваться находке вместе с мамой. Он учится развивать свою память, фиксируя объект в своем сознании, а также мышление: «Что за бугорок?! Аааа! Знаю! Там ежик спрятался!» — так примерно может размышлять малышок.
Отсюда важный момент — окружающее пространство должно быть приспособлено для крохи. Убирайте все опасное, тяжелое, острое и т.п, почаще оставляйте малыша на полу, поощряйте его ползать и дотягиваться до предметов. Если детки в этот период пассивно лежат в кроватке или ограничены манежом — психическое развитие сильно замедляется. Поэтому используйте кроватку только для сна, а манеж — если вам срочно нужно отлучиться из комнаты на пару минут.
Позволяйте малышу ползать везде: не только по полу, но и по дивану, переползать через преграды, валики, подушки, и т.д. Проследите, чтобы двери были зафиксированы и случайно не прищемили крохе пальчики. У вас — непростое время, но оно жизненно важно для малыша и вскоре вы будете вознаграждены за терпение 🙂
Потом чуть позже вы будете учить его сползать на животе ножками вниз с дивана, страхуя его движения и постепенно сокращая помощь. Что это дает? Ваш кроха все лучше осваивает свое тело, он учится управлять своими ручками и ножками, синхронно согласовывать их движения, ставит перед собой маленькие цели и достигать их. Все это чрезвычайно важно!
Шестимесячного ребенка интересуют не только внешние свойства предметов, но и их составные части. Поэтому не проходите мимо ярких и разноцветных формочек, вставных стаканчиков (8 -10 штук), несложных конструкторов, которые могут разбираться и собираться путем простых манипулятивных движений: «Схватил, потряс, вставил». Купите их своему ребенку.
Любимой игрой для многих малышей в этом возрасте может стать складывание игрушек в пакетики, коробочки, тазик. Для этого разложите рядом с крохой несколько игрушек и пустую небольшую коробочку. Покажите, как можно положить игрушку в коробочку. Далее ваш ребенок будет пробовать сам.
Когда малыш бросает игрушку, он обязательно посмотрит на свою пустую ручку. Прослеживать траекторию падения игрушки он будет через три месяца.
Повышается интерес к мелким деталям игрушек, маленьким предметам. Будьте осторожны и ничего не давайте ему мельче 5-7 см.
В этом возрасте легко привлечь внимание крохи другой игрушкой: покажите ее малышу и вы увидите, как он потянется за ней, забыв про ту, которая уже лежит в его руках. Та игрушка спокойно падает, а малыш не обращает на нее внимания. Он поглощен новым объектом 🙂
Если вы показываете малышу картинки с различными предметами (живыми и неживыми), обязательно проговаривайте их названия и то, какие звуки они издают: «Вот киска. Мяу-мяу!», «Вот молоток, тук-тук!» Можно параллельно картинкам сопоставлять соответственные игрушки. И начинайте задавать малышу простые вопросы: «Где киска? — Вот она!» Пусть малыш учится искать глазами, потом он будет протягивать ручку в сторону объекта. Как только малыш сориентировался — обязательно похвалите его: «Умничка, молодец!» 🙂 Шестимесячные детки похвалу обожают!
Когда вы умываете малыша, кормите, одеваете и т.п. все что вы делаете с ним — сопровождайте короткими четверостишиями и повторяйте их регулярно. Вскоре малыш будет пытаться подражать ритму стишков, его отдельным слогам 🙂 Вот-вот радости будет! 🙂
И напоследок, привожу примерный перечень игрушек, пригодных для деток с шести месяцев и старше:
- жестяные баночки с завинчивающимися крышками, пеналы, шкатулки, различного размера миски, корзинка, детское ведро, коробки
- геометрические фигуры, кубики и цилиндры, которые можно просунуть в специальные отверстия, соответствующие по их формам
- заводные игрушки: машинки, медвежата и т.п.
- тряпичная кукла, мягкая, без длинных волос — можно такую легко сшить самой
- клеенчатые книжки с одной крупной картинкой (с пометкой «для малышей»)
- книжки для игр в ванне
- небольшие пластмассовые или резиновые фигурки животных
- машинки на веревочке: большая и маленькая, с кузовом, чтобы можно было складывать кубики в нее
- музыкальные инструменты: барабан, дудочка, колокольчик, органчик, металлофон, музыкальная шкатулка, игрушечный мобильник со звуком
- надувной мяч
- матрешки крупные и пирамидки с кольцами на стержне.
Вот что может понравиться вашему малышу в ближайшее время 🙂
На этом заканчиваем обзор развивающей среды для шестимесячного ребенка. Не забудьте, что в следующую пятницу у нас будут развивающие игры для 6-месячного ребенка. Приходите — поиграем вместе!
Подпишитесь на RSS, чтобы своевременно получать все обновления блога. Также, если вас что-то беспокоит в ребенке, вы можете задать вопрос психологу.
подскажите, пожалуйста, как вас найти в блоге? очень понравилась статья, хотелось бы про каждый месяц читать.
Про похвалу — на поверхности, но кто же знал, что им действительно так нравится, когда их хвалят!!!
Хвалим регулярно — во время еды — это уже ритуал! И за каждое малюсенькое достижение! Малыш даже ждет теперь: «Ну, мама-папа, как я с пирамиды кольцо стянул? Годится?» И довольныыый!
Спасибо — действительно много полезных практических советов!
Еще бы на месяц вперед — нам завтра 8 месяцев! Нам бы в зону сензитивного развития — уже и про 9-ый…. Чтобы успеть полготовиться!!
Рада за вас с малышом, поздравляю с маленьким Днем Рождения! 🙂 Приятно, что материал статьи пригодился. И 8 и 9 месяц тоже будут. Каждую пятницу я стараюсь публиковать эту тему в своем блоге. Судя по времени — вы как раз успеете! 🙂
Да, еще хотела добавить, что отличной развивающей средой является также окружающий мир, природа. Почаще гулять с ребенком, показывать ему все и рассказывать «Это листик, это дерево и т.д.» Тем более, сейчас время года как раз располагает к таким видам деятельности. Думаю, Таня, Вы еще напишете отдельную статью в своем блоге, о роли природы в развитии ребенка.
Спасибо за отличную идею, Вика! Как будет свободный часик — напишу. Сейчас мы с дочкой в деревне — столько разных мест нужно посетить, за дочкой не угонишься 🙂 У нас два пруда под боком с рыбой 🙂 один большой — с мостиком почти до середины. Мост решетчатый, железный. Так вот туда зовет побегать. Мне самой страшно 🙂
Хм… Либо моя дочь отстает в развитии, либо здесь все-таки описаны игры для детей немного постарше. Прятки с игрушками она не понимает, понимает только «ку-ку» (когда я свое лицо за руками прячу). Складывание предметов в тазик, игры с конструкторами — это вообще что-то нереальное. Сидеть еще не умеет, ползать тоже, только раскачивается на четвереньках, пятится рачком и нервничает. Думаю, что, как только начнет ползать и сядет, диапазон игр значительно расширится. Картинки цветные очень любит, но исключительно в качестве очередного предмета для облизывания-обсасывания-обгрызания. Стишкам предпочитает песни. На пол я ее уже положила, сразу после того, как она впервые слетела с дивана, вот так вот пятясь раком.
Вика, у вас все будет в ближайшем времени. 6 месяцев — минимальный порог, когда все только начинается. Все детки разные. Кто-то уже более-менее ползает, а кто-то еще только пытается. Не волнуйтесь, многое зависит от индивидуального развития, конституции тела и даже веса 🙂
Что касается складывания предметов — этот этап приходит вместе с умением активно ползать и сидеть — тут вы совершенно правы. Кстати, попробуйте физические упражнения из предыдущих постов — те, которые закладывают навыки ползания (сначала нужно укреплять мышцы).