В эту пятницу мы продолжаем тему “Игры от рождения до года”. Ранее мы подготовили развивающую среду для 6-месячного крохи.
Сегодня я расскажу, какие развивающие игры можно предложить шестимесячному малышу.
Все развивающие игры направлены на то, чтобы кроха мог опираться на уже достигнутые умения и двигаться дальше. Поэтому, если он чего-то еще не умеет (базовые навыки), последующие задачи более сложного уровня ему будет уже трудно освоить.
Например, если малыш еще не умеет ползать, нужно вернуться на несколько предыдущих уровней в развитии и найти то, что он уже может – затем отталкиваться от этого момента. Тем самым у вас будет соблюдаться принцип “от простого к сложному” или, другими словами, вы найдете для ребенка зону ближайшего развития (т.е. мы предлагаем ему задания и игры, которые чуть-чуть сложны для него, но реальны в выполнении, поскольку основа уже сформирована).
Краткое вступление закончилось, переходим к нашим играм!
Поговори со мною, мама!
Для шестимесячного ребенка очень важны не только игры, включающие разнообразные движения, но и словесное общение. Причем, напевая ему песенки или проговаривая веселые ритмические стишки, вы побуждаете его подражать вам сначала зрительно (малыш смотрит на вас, пытается шевелить губами в ритм песенки или стишка или начинает размахивать ручонками) потом уже и вербально.
Сядьте в удобную позу, чтобы была опора спинке, возьмите малыша и положите его на колени в положении полусидя, обхватив его голову и плечи снизу руками. Поймайте его взгляд (если он не смотрит вам в глаза, ласково позовите по имени) и пропойте (проговорите) песенку или стишок. Выждите паузу, улыбнитесь. Понаблюдайте, как он будет себя вести, станет пробовать подражать вам или нет?
Повторяя эту словесную игру с одними и теми же стишками, вы скоро обнаружите, что он их запомнил и в такт вам начинает издавать похожие звуки. И в дальнейшем, вы можете последнюю строчку не договаривать – малыш сможет ее сам закончить. Но это – на будущее. Заложите сначала основу для восхитительного умения декламировать 🙂
Вот пример:
Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га! (когда он усвоит и более-менее запомнит, вы начнете первую строчку, а он закончит)
Исследованиями было доказано, что если кроха слышит фразу не меньше 25 раз – он ее запоминает. Недаром говорят: “повторение – мать учения” 🙂
Что за звук и откуда?
Поиграйте с малышом в такую игру. Возьмите все, во что можно дудеть (рулон, свернутая газета, обыкновенная дудочка, кувшин, маленькая коробка и т.д.) и начинайте дудеть на разных высотах – басом, писклявым голосом, гулко, громко, тихо и в разных положениях – справа от ребенка, слева, сзади, и т.д. Пусть малыш учится осваивать на слух глубину пространства, ориентироваться на звуки и соотносить их с инструментами.
Хочу стучать!
Даем малышу как можно больше предметов, удар по которым издает разнообразные звуки: различные кастрюли, пластмассовые, жестяные, металлические банки, тарелки, ложки, деревянные подносы и т.д., все, что вы отыщете на кухне (кстати, скоро кухня будет заветной целью для активно ползающего крохи – сколько там всего интересного! А когда он научится открывать шкафчики – будет настоящий цирк 🙂 ).
Игра учит развивать музыкальный слух, помогает малышу постигать свойства предметов.
Путешествуем… по квартире!
Шестимесячный малыш в этом возрасте и старше начинает хорошо понимать кроме интонации голоса и сами слова, особенно, если они употребляются в обиходе речи очень часто и связаны с текущей ситуацией.
Используйте эту возможность и начните знакомство малыша с миром привычных для вас вещей. Возьмите его на руки, чтобы он видел все вокруг. Подойдите к картинкам на стене, фотографиям, расскажите в простых словах, что это, загляните вместе в шкаф, потрогайте шубку: это шу-уба, мамина шуба, а это – папино пальто и т.д. и так ходите с ним по квартире и рассказывайте о предметах, которые попадают в поле зрения ребенка. Для него это – захватывающий мир! Во время путешествия следите за его реакцией и если заметите, что он уже отвлекается, заканчивайте путешествие. Старайтесь сильно не перегружать его.
Игра помогает ребенку расширить свое пространство, знакомит с удивительным миром вещей, обогащает его пассивный словарный запас и учит понимать новые слова, связанные с конкретными предметами.
Алло! Как дела?
Наверно, ваш малыш видел, как вы разговариваете по телефону 🙂 Вы можете купить ему игрушечную мобилку с музыкальными кнопочками. Например, моей дочке я покупала телефончик-раскладушку, в котором одна кнопочка при нажатии говорила “Алло! Алло! Как дела?”, другая – воспроизводила треньканье, третья – дзинькала, четвертая – прокручивала еще какую-то мелодию :-). Дочка сначала просто нажимала на кнопки и прислушивалась, а потом она уже стала подражать мне. Поиграйте так и со своим малышом. Дайте ему понажимать и прикладывать к уху (сначала вы подносите, потом он сам)
Игра развивает музыкальный слух, ребенок учится копировать взрослого.
Что это там гремит в коробке?
Возьмите любую емкость с непрозрачной стенкой, покажите ребенку небольшой предмет (не менее 5 см – шарик, кубик, ключи, ластик и т.п.) и положите на глазах малыша в эту емкость. Потрясите, чтобы он услышал, как предмет стучит в коробке. Затем откройте ее и дайте ребенку заглянуть вовнутрь. Он увидит, что предмет лежит и никуда не исчез.
Игра развивает понятие у ребенка, что всякий предмет остается и никуда не пропадает, даже если он не виден.
А что я спрятала в ручке?
Точно так же можно играть и с любым предметом, пряча его в своей руке. Вы показываете предмет, потом сжимаете ладонь с ним в кулачок и спрашиваете у малыша: “Где шарик?” Кроха смотрит на вашу ручку: “Вот он, там!”:-) Потом можно прятать в ладошке и у малыша, ему очень понравится! Только проследите, чтобы мелкие предметы он не взял в рот.
Играем в прятки
Эта игра уже является традиционной – вы продолжаете ее и усложняете: предлагайте малышу искать спрятанный на глазах у него предмет в разных местах.
Бух!
Возьмите любую баночку или ведро детское и мячик, который поместится в эту емкость. Посадите малыша спиной к себе, своими руками обхватите его ручки, возьмите мячик его ручками и уроните над ведром: “Мячик – бух!” Проследите, куда будет смотреть ребенок – на свои пустые ручки или заглянет в ведерко?
Игру можно повторить несколько раз, повторяя слово “Бух!”. Малыш учится понимать, что его действие дает такое последствие – мяч падает в ведро и остается там.
Она катится и гремит!
Малышу, который начал активно ползать, будут очень интересны гремящие предметы, которые катятся в ответ на его движения и толчки.
Вы можете сделать такую игрушку дома. Для этого возьмите любую пластмассовую бутылку емкостью 0,3 л и заполните ее горохом или фасолью. Бутылку нужно хорошо завинтить, чтобы исключить рассыпание содержимого. Игрушка готова! Лежащему малышу можно сначала познакомиться с ней, потрогать ручками, подвигать в стороны. Потом можно предлагать малышу при ползании ее толкнуть и она покатится, побуждая его ползать за ней 🙂
“До свидания!”
Шесть месяцев – самое время, когда можно учить малыша махать на прощание ручкой: “Пока-пока!” Подойдите к зеркалу вместе с малышом на руках. Улыбнитесь отражению, возьмите его ручку и помашите зеркалу: “Пока-пока!” и отойдите. Повторяя так несколько раз, малыш скоро научится сам махать ручкой своему отражению, потом папе, уходящему на работу, остальным родственникам и гостям.
Игра приучает его к основам социального поведения, элементам вежливости.
Летят пузыри!
Можно купить малышу баллончик с мыльными пузырями. Сядьте перед лежащим на животе малышом и выпускайте пузыри вперед. Малыш может удивиться, замереть, наблюдая, как они лопаются и исчезают. А может и обрадоваться и пытаться потрогать их 🙂 Если вам удалось вызвать радостные эмоции – побуждайте его ползать за пузырями.
В игре развивается зрительная координация, обогащаются эмоции ребенка.
Живое и неживое – это одно и то же
Можно учить малыша соотносить живое с неживым и сравнивать. Например, показывать фото свое: “Это мама, мамочка” – и вот мама – показываете на себя. Аналогично и с папой, бабушкой, дедушкой и другими людьми, которых малыш знает. Используйте картинки и фото тогда, когда рядом есть живой объект, чтобы малыш мог соотнести и сравнить увиденное на фото с реальным прототипом.
Играем в ванне!
Многие детки обожают купаться, используйте это для игр в ванной. Пусть играет как можно больше. Купите малышу игрушки, которые будут плавать, можно также купить книжечку специально для ванны с простыми изображениями (например, фрукты, овощи, домашние животные и т.д.). Еще замечательно подойдут различные стаканчики (вставные) из которых можно лить воду, переливать в другие стаканчики, набирать ими пенку и т.д. Хорошо подойдут и губки разных размеров – малыш будет наблюдать как выжатая губка быстро впитывает воду и становится тяжелой – ее снова можно отжать и она будет легкой. Если вода остыла, доливайте понемногу горячую, чтобы поддержать оптимальную температуру для малыша.
Водные игры очень важны для развития тактильной чувствительности. Следует знать, что малышу нужно все давать потрогать, будь это крупа, песок, тесто; почувствовать на ручках льющуюся воду и различные предметы на ощупь. Если ограничивать – может развиться тактильный голод, такой кроха позже, когда станет старше, может отказываться от ласк, объятий, ему будет трудно проявить нежность, заботу в отношении других, что может привести к сложностям в общении.
На этом мы с вами закончили про развивающие игры для шестимесячного малыша.
В следующий раз мы поговорим про нашего семимесячного малыша, какие физические упражнения ему подойдут. Растите вместе с нами, будьте здоровыми и крепкими!
Подпишитесь на RSS, чтобы своевременно получать все обновления блога. Также, если вас что-то беспокоит в ребенке, вы можете задать вопрос психологу.
Большое спасибо за ваши статьи. Всю информацию собираю в кучку. Вот сейчас распечатаю себе весь материал про 6 месяцев, чтоб всегда был под рукой. Подскажите, а что Вы думаете про карточки Домена? Хочу заказать себе, но у нас в городе их нет в наличии ( сказали, что дорогие и их плохо покупают, поэтому отказались магазины их привозить), А мне понравились, но хочу услышать совет профессианала, а не руководствоваться рекламой. Заранее спасибо.
Спасибо за очередную интересную статью про развивающие игры! О мыльных пузырях как раз недавно думала — обязательно надо осуществить в ближайшее время!
Конечно, попробуйте и напишите, как ваш малыш отреагировал на пузыри 🙂