• Контакты
  • Карта сайта
Мы ВКонтакте:
deviantart
  • Главная
  • Обо мне
  • Бесплатно
    • Секретная формула от капризов ребенка
    • Едок-привереда
    • 7 причин детского нытья
    • Самостоятельный ребенок: с чего начать?
  • Курсы
    • Мама, я могу! Сборник чек-листов по самостоятельности ребенка с 2,5 до 18 лет
    • Ах, кусочки, комочки: как помочь ребенку есть твердую пищу
  • Консультация
  • Отзывы
  • Блог
  • Дзен

Ваш ребенок – драчун? Рекомендации и советы

03 марта, 2016
by Татьяна Егорова
Детская агрессия, драчун
6 комментариев

rebenok_drachun

Дорогие родители, сегодня в ответ на письма нескольких мам с похожими вопросами даю эту статью, которую я писала для журнала «Няня». Это было еще до того момента, как у меня  появился свой сайт «Ваш детский психолог». Да-да… много времени уже прошло :))

Но тем не менее ее содержание остается актуальным, особенно, когда близятся теплые весенние и летние деньки и ваше любимое дитятко отправится в более широкий круг общения. Будь это садик, песочница, игровая в развивающих центрах и т.д. Словом, туда, где есть и другие дети.

А вот и сама статья.

В песочнице стоял невообразимый крик, на который сбежались мамаши. Тщетно стараясь понять причину драки, они торопливо уводили своих малышей от двух яростно дерущихся пацанов, на вид которым было не больше четырех-пяти лет…

Знакомая ситуация, не правда ли? Тот, кто имеет дело с детьми, будь это воспитатели, няни, учителя и сами родители – обязательно может вспомнить несколько похожих эпизодов, когда приходилось мирить дерущихся детей и втолковывать им о недопустимости подобного безобразного поведения. Время проходило и все повторялось, только уже в другой ситуации и с другими детьми.

Дети-драчуны…Как понять их? Как правильно вести себя с ними? Что делать, если в вашей семье растет такой ребенок?

В настоящей статье мы постараемся проиллюстрировать несколько распространенных ситуаций и дать рекомендации родителям, которые находятся в тупике и не знают, как им поступить дальше.

Откуда берутся драчуны?

Драчливость в большей степени обусловлена особенностями семейного воспитания или окружения, в котором находится ребенок, нежели от его генетических особенностей. Агрессия, как предпосылка к решительным действиям (драка, битье) также проявляется, когда по тем или иным причинам малышу дискомфортно нахождение в этом незнакомом мире. Ведь еще недавно он лежал в животике у мамы, уютно свернувшись клубочком, и ему не надо было беспокоиться о чем-то, отстаивать свои права. А теперь, увидев свою любимую игрушку в руках у другого ребенка, двухлетний малыш вполне может пристукнуть нарушителя собственности.

Для лучшего понимания внутреннего мира драчуна проследим, как формируется негативная реакция на происходящее у дошкольника, начиная с рождения. В этом периоде закладываются особенности характера, привычки и стереотипы поведения ребенка.

Агрессия в возрасте до 2-3 лет

Первые признаки недовольства и протеста младенец выражает буквально с первых недель: громко плачет, если его потревожили и дрыгает ручками-ножками, когда ему хотят почистить нос или обработать пуповину. Подрастая, малыш с помощью невербальных средств общения (мимика лица, телодвижения и т.д.) выражает свое отношение к происходящему. И это считается нормой, показывающей уровень психомоторного состояния ребенка.  Если же он беспокойный и часто без видимой причины заходится в крике, следует насторожиться и немедленно проконсультироваться с педиатром.

В возрасте до года родители с удивлением могут обнаружить, что их ненаглядный карапуз, оказывается, умеет кусаться, царапаться, а то и колотить даже маму. Одни впадают в ступор, другие начинают бить в ответ по ручкам или попе, а третьи не обращают внимания, считая это временным явлением. Но вот проходит несколько месяцев, а он не прекращает подобное поведение, от которого уже страдают и другие дети:

Нашему Егорке было 4 месяца, когда он уже пытался ущипнуть или ударить маму. Прошло  полгода, начался ужас – стал всех подряд кусать, как бульдожек и драться. Ни наказания не помогали, ни окрики… Сейчас ему 3 годика, а проблема осталась.

Чтобы разобраться с причиной такого поведения, нужно принять во внимание несколько факторов. Этот период сопровождается активным познанием окружающего мира через органы чувств – ребенок буквально все ощупывает ручками и тащит в рот.  Идет прорезывание зубов — он может больно ухватиться за сосок во время кормления, укусить маму за палец, руку, или даже плечо, когда она его прижимает к себе.  Для нас понятна реакция укушенной мамы, а ребенок же подчас все воспринимает как игру, позволяющую ему получить дополнительную порцию ее внимания. Если мать в ответ начинает ругать или шлепать, поведение может невольно закрепиться, что и произошло в данном случае.

Родителям нужно посоветовать, во-первых, своевременно купить прорезыватель для зубов которые продаются в форме забавных зверюшек или фруктов-овощей в детском магазине или аптеке. Во-вторых, не наказывать физически, иначе ребенок будет полагать, что раз мама ведет себя так же, значит можно. Если инцидент произошел во время кормления грудью – нужно перервать его и, посмотрев ему в глаза, твердым голосом сказать, что так нельзя, затем устроить его удобнее и продолжить. Когда для ребенка устраняются дискомфорт в виде плохо поступающего молока, неудобного положения, и он видит, что мама спокойна и уравновешена – желание кусаться проходит. Если же мама начинает сердиться и нервничать, ее состояние передается и ему, начинаются капризы и выплескивается негативная реакция, как способ для малыша разрядить накопившееся раздражение и тревогу. Поэтому обязательно приведите свои чувства в порядок и будьте с ним ласковы.

Коляска едет по тротуару, едва не заваливаясь набок. Сердитая мама  пытается удержать ее в равновесии. Она уже исчерпала все способы воздействия на извивающегося и орущего полуторагодовалого малыша, который хочет непременно дотронуться до вращающихся колес. На попытки мамы усадить обратно, бьет ее руками и ногами. Ни шлепки, ни яркая игрушка не действуют – даже любимый мишка сиротливо валяется в углу коляски.

Эта проблема знакома практически каждой маме. Только вот не всякой удавалось мирным путем изменить эту ситуацию, поскольку беспокойство о безопасности карапуза часто брало вверх над другими соображениями. Между тем, решить ее можно простым отвлечением на что-либо нестандартное, с чем ребенок редко сталкивался: красивый цветок, веточка с листиками. Можно обратить его внимание на червячка или на собаку, бегущую по дорожке или восторженно воскликнуть: «Ах, какая машинка проехала!» «Вот посмотри: у троллейбуса…большие усы!»

Это интересно:  Терапия агрессивности ребенка

Если отвлекающие меры не помогают, а он продолжает упрямо тянуться к колесам, разрешите ему их потрогать, после чего тщательно вытрите ручки влажной салфеткой. Удовлетворив свое любопытство, малыш переключится на менее опасные объекты, а вы обойдетесь без бессмысленной войны с собственным ребенком.

Важно помнить о последовательности. По мере подрастания ребенка становится больше запретов что-либо трогать или брать. Если ребенок получает слишком много одергиваний – он будет протестовать против ограничения свободы, что даст предпосылку к гневному всплеску эмоций и формированию агрессивности. Выберите несколько основных запретов и следуйте им неукоснительно, а остальные опасные предметы постарайтесь убрать из поля зрения ребенка. Меньше соблазнов – меньше истерик.

Также следует учесть одну вещь. Наказывая, родители часто необдуманно бьют по рукам малыша – это также недопустимо. Получая столь чувствительный удар, ребенок может либо потерять интерес к исследованию окружающего мира, либо делать все назло, чтобы вывести своих родных из равновесия.

«Ты плохая! Я не люблю тебя!» — кричит ошарашенной маме трехлетняя Ника и пытается швырнуть в нее куклой. Затем она садится на пол и плачет.

Что делать в этой ситуации? Очевидно, здесь ощущается нехватка теплоты в отношениях между родителем и ребенком. И как реагируют на такие откровения некоторые мамы: «Ах, ты паршивая девчонка! Иди в свою комнату и подумай, что ты сказала!» или «Я не верю, что ты меня не любишь…». Поскольку и первая и вторая реплика только осложняют и без того непростую ситуацию, т.к. ставят под сомнение право ребенка испытывать негативные эмоции, лучшим вариантом будет присесть рядом и проговорить вслух чувства малыша: «Ты очень сердишься на маму. Я тоже огорчена и мне очень больно слышать такие слова. Давай больше не будем так и помиримся? Я люблю тебя». Естественно и тон голоса и поза тела мамы должны быть располагающими, готовыми обнять взволнованного ребенка и успокоить.

Агрессия в детском саду

Многие дети в возрасте от полутора-двух лет посещают детские садики. В этом периоде начинается интенсивное общение со сверстниками, расширяются пространственные границы. От того, как ребенок будет себя вести с ними – очень многое зависит от сложившегося стиля воспитания. Агрессивное поведение у драчунов часто закрепляется в семьях, где родителями физическое наказание считается нормой и нарушен эмоциональный  контакт между ними и ребенком.

Мой сын с раннего детства был забиякой, я надеялась, что в детском саду он научится вести себя прилично. Куда там… Не прошло и 2 месяцев, как нас попросили забрать документы и уйти. Мы переводили ребенка в другой детсад, но история повторилась: никто не хотел иметь проблемного ребенка, даже психолог не стала с ним работать, мотивировав свой отказ тем, что она не может создать ему нужные семейные условия. Я-то признаю, мы ведем себя с ребенком строго, часто наказываем. Иначе он вообще на голову сядет… Но теперь детсад для нас закрыт. Что нам делать?

Когда  малыш с раннего детства наказывается по малейшему поводу, видит сцены насилия и жестокости не только во взаимоотношениях родителей, но и по телевизору, когда его поведение поощряется или игнорируется, тогда эта черта закрепляется и становится ведущей в формирующемся характере малыша. Это приводит к  осложнению контактов со сверстниками, поскольку других способов привлечения внимания к себе, помимо драки, у ребенка просто нет.

Чтобы помочь такому малышу, требуется, прежде всего, работа с родителями.  Им предлагается пересмотреть свой стиль воспитания, исключить все, что может способствовать  проявлению агрессивных черт характера (запрет некоторых программ по телевизору, не покупать злых игрушек в виде разных монстриков, инопланетян, детское оружие и т.д. ) увеличить время, отведенное для общения и игр со своим ребенком, проиграть ситуации общения в разных вариантах и постараться научить его приемлемым способам установления контактов с другими детьми. Трудности в общении  также могут быть вызваны и особенностями характера ребенка: по натуре он может быть боязливым, робким, а агрессивность для него служит своего рода маской. Здесь необходимы коррекционные занятия с психологом (релаксационные занятия, лепка, рисование детских страхов, специальные сказки).

Следует помнить, практически в каждом случае, когда приходится искать причины  агрессивного поведения драчунов, истоки проблем находятся в дефиците родительского тепла, внимания и заботы. Такие дети одиноки, хотя могут постоянно находиться в коллективе или быть на виду у взрослых. Поэтому, чтобы ваш ребенок не стал неуправляемым, с раннего детства любите его, интересуйтесь его жизнью, дайте ему почувствовать, что вы готовы уделить ему столько внимания и времени, сколько ему потребуется.

Об авторе
Педагог-психолог, семейный консультант и эксперт по детско-родительским отношениям. Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.
Поделиться в комментариях
    6 комментариев
    1. Евгения Битинева at Ответить

      В саду в группе моего сына есть такой мальчик-драчун, он постоянно дерётся и часто под удар попадает мой сын. И когда в очередной раз мой сын жалуется, что его сегодня ударил его друг Артём (тот самый драчун), я не знаю, что ему посоветовать. Сначала говорила, чтобы он давал ему сдачи. Но получается, что я учу ребёнка драться, а нужно же учить решать конфликты словами. Потом посоветовала сыну не общаться с ним. Но и это не помогает. При возникновении конфликта воспитатель наказывает этого драчуна. Но проблема так и не решена. Так как же правильно ребёнку (сыну 4 года) реагировать на таких задир и драчунов?

      • Татьяна Егорова at Ответить

        Евгения, добрый вечер! Здесь и правда, нюансов очень много,возникает столько вопросов. Но вот основное, что нужно помнить:
        1) любой конфликт учим разрешать с помощью слов. Если пропустить этот пункт — ребенок будет думать, что конфликт можно разрешить только с помощью кулаков.
        2) если слова не помогают, отойти от обидчика, проигнорировать. Во многих ситуациях такая тактика имеет смысл. Обидчику становится неинтересно и он переключается.
        3) если обидчик не унимается — просить помощи у воспитателя. Тут никаких стеснений (ой, а я буду ябедой…) быть не должно. Воспитатель отвечает за каждого ребенка в группе и помогает разруливать споры. Даже простое рассаживание по углам способно охладить пыл обидчика.
        Уча ребенка давать сдачу, любой родитель рискует тем, что ребенок в силу своей незрелости, импульсивности и аффективности, не сможет объективно оценить ситуацию, соотнести силу удара по обидчику. В итоге последствия могут оказаться совсем не такими, как хотелось бы. Например, был случай, когда на прогулке, в ответ на толканье (которое невозможно было доказать, было ли оно намеренным или случайным) ребенок разозлился и ударил обидчика камнем по голове…
        4) все остальные сложные случаи затяжных конфликтов должны решаться на уровне родителей с обоих сторон и воспитателя. Чтобы дети видели и знали — их защитят или справедливо поставят на место в зависимости от ситуации.

        • Настасья Тартыгина at Ответить

          Добрый день, Татьяна.
          Я всегда учу сына решать конфликт с помощью разговоров (ему 4 года), хотя судя по его рассказам еще ни один конфликт таким способом ему решить не удалось. Чаще всего драчливые дети очень плохо разговаривают у них не развиты коммуникативные навыки и разговоры не помогают они их просто не слышат. Я согласна, что всегда лучше избежать конфликта, драки и т.д., но возникает другой вопрос: Как научить ребенка постоять за себя, отстаивать свои интересы? Сейчас очень много детей южных национальностей, а их родители учат не решать конфликты мирным путем, а драться.

    2. Татьяна Суворова at Ответить

      Знакомо… Дейстительно, хорошо разрешилась ситуация!

    3. Светлана Павлова at Ответить

      Возникли вопросы:
      1. Для «гашения» детской агрессии, наоборот, рекомендуют всякое детское оружие давать, а не убирать…не понятно.
      2. У моего ребенка (около 2 лет), наоборот, много свободы и мало запретов, как и рекомендуется психологами. Но от этого не стало с ним проще договориться, каждый новый запрет и каждое слово «Нет» перестало восприниматься спокойно вообще.
      3. Непонятно вот что: если положительное поведение надо подкреплять и хвалить, то что делать с плохим? встречается 2 совета: игнорировать (то есть не давать ребенку никакой реакции и он поймет что бессмысленно так себя вести); давать ребенку понять, что так делать нельзя. Что правильнее?

      • Татьяна Егорова at Ответить

        Светлана, добрый вечер! Хорошие вопросы! 🙂 По пунктам:
        1) Все нужно в меру. Можно давать играть «в войнушку» — как это было во времена нашего детства — подвижные игры на свежем воздухе, сочетающиеся с развитием выносливости, ловкости, чувства локтя, товарищества и взаимопомощи. Это та же ролевая игра, богатая смыслом. И к ней подбираются соответствующие игрушечные атрибуты на тему войны. НО нельзя взращивать культ силы и превосходства над слабым, как это часто преподносится в ТВ с помощью того же оружия. Чувствуете разницу? 🙂
        2) Много свободы — это еще не значит вседозволенность. У ребенка должны быть четкие границы, с возрастом они потихоньку меняются и расширяются. Критерии границ — жить так, чтобы было комфортно не только ему, но и его окружению (родителям). Очевидно, что если нарушаются интересы родителей в угоду ребенку — это приводит к детоцентризму. И наоборот, ущемление ребенка в угоду родителям — это пренебрежение его нормальным потребностям. Это всегда баланс. Что касается запретов — они должны быть обоснованы и тверды. Практически каждый любознательный малыш будет сопротивляться правилам, запретам — так он устроен и именно так он познает мир. Когда родители колеблются — эти границы расшатываются еще сильнее. Поэтому важно изначально быть уверенными в них (договариваться с мужем об единой линии поведения).
        3) С плохим поведением — если это совсем малыш до 2,5-3 лет, тут длинные нотации практически не воспринимаются, так что — отвлекать и переключать внимание (удивить игрушкой, что-то показать, дать поручение, сменить окруж. обстановку и т.д.). Если это ребенок постарше (с 3 лет), который может понимать свои поступки и связать их с последствиями — можно коротко сказать, почему так нельзя и показать, как МОЖНО (это важно!) делать, и тут же переключить на другое.
        Вот еще подробнее можно почитать у меня:
        Как вы уделяете ребенку внимание:
        https://detpsycholog.ru/kak-vy-udelyaete-rebenku-vnimanie/
        Трехшаговая модель — как перестать кричать на ребенка и повторять одно и то же:
        https://detpsycholog.ru/trexshagovaya-model-kak-perestat-krichat-na-rebenka-i-povtoryat-odno-i-to-zhe/

    Оставить комментарий Отменить ответ

    *
    *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Я хочу найти…


    Записи в блоге по месяцам

    Рубрики

    Акции Бесплатные материалы Видео Внимание Возрастные кризисы Воспитание ребенка Дети до 1 года Детская агрессия Детские страхи Детский сад Детский юмор Жизнь и работа Зависимость от компьютера, телевизора, планшета Задать вопрос психологу Интервью Коррекционные упражнения Муж и жена Мы с дочкой Новости Память Питание ребенка Праздники Продукты Психологическая диагностика Развитие ребенка 0-1 г Реальные истории Ребенок и горшок Рецензии Речевое развитие ребенка Саморазвитие Самостоятельность ребенка Сон ребенка Управление эмоциями Школа

    Самое популярное

    • Как справиться с непослушным ребенком? - 163 201 просмотров
    • Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы - 150 727 просмотров
    • Ребенок боится других детей - 121 973 просмотров
    • Если ребенок не ест твердую пищу… - 117 972 просмотров
    • Вы внимательны? Пройдите таблицы Шульте - 108 243 просмотров

    Последние комментарии

    Воспитание ребенка (10) Задать вопрос психологу (20) Развитие ребенка 0-1 г (26) Сон ребенка (26) диагностика (10) игры для малышей до года (18) капризы ребенка (17) новый год (15) ошибки воспитания (8) ребенок не ест твердую пищу (9) ребенок плохо спит (11) упражнения для детей до года (25)

    Мы ВКонтакте, присоединяйтесь!

    2010-2024 г. Егорова Татьяна Евгеньевна. ИНН 710601728047 Все права защищены.
    Перепечатка материалов без согласия автора запрещена. Договор-оферта
    Соглашение об использовании персональных данных