В рубрику “Задать вопрос психологу” поступил вопрос:
Наташа
Здравствуйте! Моему сыну 3,5 года. Меня беспокоит, что иногда (не всегда) он настаивает на каких-то привычных действиях. Например, требует, чтобы в сад его вели всегда по определенной дороге. Может закатить истерику, если утром будет не та воспитательница, которая всегда бывает утром. Короче, что-то новое выбивает его из равновесия и вводит в панику и истерику. Что это? На какие моменты еще стоит обратить внимание? Нормально ли это для его возраста? Замечу, что например из сада его можно вести любой дорогой и он все-таки успокаивается и с другой воспитательницей. Просто первая реакция — паника.
Татьяна Егорова
Наташа, здравствуйте!
Потребность в ритуалах и привычных действиях у деток может сохраняться достаточно долго. Многие просто обожают одни и те же действия и часто упрашивают родителей «еще разочек» посмотреть один и тот же мультик, послушать одну и ту же сказку, песенку, причем этот «разочек» не ограничивается по количеству просмотров/прослушивания. Или непременно, как в вашем случае, идти по одной и той же дорожке и видеть ту же воспитательницу. С одной стороны, в этом ничего нет плохого — с помощью ритуалов ребенок приучается к внутреннему и внешнему распорядку, в частности, к режиму (особенно это актуально для дошкольников). Кроме этого, привычные действия помогают ему воспринимать окружающую действительность более уверенно и ощущать себя в безопасности и защищенности. Ребенок чувствует, что может контролировать происходящее и не теряется в нашем столь сложном мире.
Даже для нас, взрослых, предсказуемость дня имеет большое значение: мы можем планировать свои дела, строить краткосрочные и долгосрочные перспективы. И если что-то выбивается из нашего графика: неожиданное известие, вынужденная поездка или болезнь — мы чувствуем себя первое время растерянными, но потом быстро справляемся с возникшей трудностью и далее жизнь наша течет по привычному кругу, который в каждой семье может быть свой.
Однако в этом вопросе есть свои подводные камни. Потому что далеко не всегда склонность к одним и тем же действиям можно рассматривать как норму.
Я предложу вам пару тем, над которыми вы поразмышляете. Не имея возможности очно консультировать вас и видеть вашего ребенка, я могу лишь ограничиться их обрисовкой. Ваша задача — как можно полнее проанализировать ситуацию и найти подходящее для вас решение.
1. Возможно, ваш сын просто тревожный или обладает повышенной чувствительностью к окружающей действительности? В этом случае, неуверенность в себе и страх нового значительно компенсируется привычным распорядком дня, вплоть до совершения одних и тех же стереотипов. Это помогает ему лучше приспособиться к новому дню, предстоящим мероприятиям и успеть выстроить свое поведение, адекватное ситуации, не впадая в панику. Еще можно провести аналогию: привычные алгоритмы — это защитный механизм, оберегающий от непосильной тревоги. Ведь неожиданное новое может оказаться для тревожного и неуверенного в себе ребенка настоящим стрессом, который в силу его психологических особенностей переносится достаточно тяжело, усугубляя общее психическое развитие. В этом случае, возможно, подойдут мои рекомендации, изложенные в ранее написанных статьях:
Как определить, тревожный ли у вас ребенок?
Коррекция тревожности у ребенка – с чего начать?
4 способа повысить веру ребенка в свои силы
Как ребенку управлять собой в сложных жизненных ситуациях?
Что нужно для снятия мышечного напряжения?
2. Более серьезный случай, требующий тщательного анализа — это ранний детский аутизм (РДА), чаще встречающийся у мальчиков. Отличительными чертами его являются полное погружение ребенка в себя, болезненная потребность к стереотипным движениям, раскачиванию, своеобразные игры, не связанные с прямым назначением игрушек (выстраивание в линию, сортировка) отсутствие речи или ее монотонность и в некоторых случаях — избегание прямого взгляда и прямых контактов с окружающими. Я думаю, что это — не ваш случай.
Если ни одно предположение не подошло, а в остальном ваш сын развивается нормально, просто примите его поведение как норму. Кризис трехлетнего возраста, который длится до 4 лет, может обострять его чувствительность и склонность к частым истерикам. Один рецепт — максимум спокойствия, повышенное внимание к ребенку, сопереживание ему и эмоциональная поддержка. И все будет хорошо.
Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете задать вопрос психологу.
Подпишитесь на RSS, чтобы своевременно получать все обновления блога.
Да, у меня ребенок тоже около 3,5 лет. И она себя также порой ведет, например, когда приходит из садика хочет видеть маму, а она не всегда бывает 🙂