Сегодня у нас последняя часть темы «7 психологических ошибок мам при попытке перевести ребенка на общий стол» и я завершаю цикл статей 🙂 . Мы поговорим о том, какие существуют у ребенка благоприятные периоды для развития тех или иных навыков, связанных с пищевым поведением, потому что ошибки многих мам часто касаются пропусков этих периодов.
Вот список предыдущих частей для тех, кто еще не читал:
- «Мама — вечное дитя» или Неготовность родителей к взрослению крохи.
- «Мама — чистоплюйка» или Страстное стремление к порядку и чистоте и страх заляпанной одежды и кухни.
- «Мама — белка» или Банальная нехватка времени и желания готовить специальную еду для малыша.
- «Мама-Фома неверующий» или Неверие в силы ребенка справиться с едой самостоятельно.
- «Мама-наседка» или Излишняя опека и повышенная тревожность.
- «Мама-крот» или Слепое упование на баночное питание и блендер.
В первой части я косвенно касалась периодов, когда рассказывала, что происходит в нормальном развитии ребенка. Напомню о таких «перевалочных пунктах»:
- рождение ->
- поисковое нахождение груди (бутылочки) ->
- висы на ней ->
- грудь (бутылочка), как источник питания ->
- грудь (бутылочка), как источник утешения ->
- потребность грызть и кусать ->
- исследование различных предметов ручками и ротовой полостью ->
- исследование пищевых структур и комочков ручками и ротовой полостью ->
- распробка жевания ->
- жевание ->
- уверенное держание пищи в кулачке ->
- донесение ручкой пищи до рта и жевание ->
- донесение ложкой/вилкой кусочка пищи до рта с помощью мамы и жевание ->
- новые вкусы ->
- донесение ложкой/вилкой кусочка пищи себе самому до рта ->
- расширение рациона ->
- самостоятельная еда за столом!
Если вы в ожидании малыша читали детскую психологию, то наверняка обращали внимание на средние сроки появления тех или иных навыков. Например, по физическому развитию — когда ребенок может держать головку, когда поворачиваться, когда садиться, ходить и т.д.
С учетом индивидуального развития отдельно взятого ребенка, мама может ориентироваться на все эти сроки, чтобы увидеть общую динамику и предполагаемое отставание или опережение. Знать эти сроки важно, чтобы вовремя предпринять коррекцию или помощь при необходимости.
Давайте посмотрим, какие существуют нормативы в пищевом поведении малыша.
Ранний период — от 0 до 6 мес
Малыш, родившийся на свет, уже умеет сосать, глотать (этому он научился еще в животике матери, посасывая пальчик), распознавать и реагировать положительно на сладкую еду. Он обладает достаточными силами для того, чтобы совершать поисковые движения и находить грудь. Вся его деятельность обусловлена базовыми инстинктами выживания. Когда он голоден, он оповещает об этом криками. Также он может непроизвольно опорожнять кишечник и мочевой пузырь.
Когда у мамы достаточно молока, здоровый младенец легко высасывает необходимое ему количество молока и прекращает сосание по мере насыщения. Практически нет такого, чтобы малыш переел на груди — все четко регулируется его организмом (например, чувством насыщения, механизмом срыгивания) и организмом матери (количество молока у матери прибывает столько, сколько нужно по потребностям крохи).
Что нужно учесть:
До 6 месяцев здоровому малышу практически ничего не нужно кроме материнского молока. Если мама придерживается сбалансированного питания для себя, молоко обеспечивает кроху всеми необходимыми веществами и снабжает мощным иммунитетом.
Полость рта младенца отличается отсутствием зубов, нежными и более сухими слизистыми оболочками по сравнению с детьми более старшего возраста. Вкусовые рецепторы ротовой полости крохи тоже очень нежные и предназначены для восприятия только грудного молока, поэтому ему легко «обжечься» кислым или соленым продуктом.
Желудок у них очень мал, занимает горизонтальное положение, поэтому малыши часто срыгивают излишки пищи. Пищеварительные железы у него работают не так интенсивно и не рассчитаны на еду другой консистенции, отличную от материнского молока. Выработка желудочного сока и соляной кислоты намного меньше и это тоже препятствует усвоению «более твердой» пищи.
Примерно в 2,5-3 месяца у крохи наступает обильное слюноотделение. И вот здесь многих мам подстерегает ошибка: они думают, что уже можно переходить к более твердой пище, раз слюны много. На самом деле должно пройти еще время, пока ребенок не научится глотать слюну (до 6 месяцев). Одновременно с этим начинают резаться зубки (средние нормы — 6-7 месяцев), плюс-минус 1-2 месяца в зависимости от индивидуального развития ребенка.
Знакомство с ложкой
Несмотря на то, что малыш начинает брать еду ложкой после начала прикорма, знакомство с ней проходит еще раньше (например, когда маме нужно докормить его сцеженным молоком или смесью).
Период прикорма (6-9 месяцев)
Он охватывает много навыков:
- навык брать отличную от молока пюреобразную еду, держать во рту и рассасывать ротиком
- навык хватать и удерживать в кулачке кусочки пищи
- навык брать еду с ложки губами и затем рассасывать ртом
- навык глотать пюреобразную еду
- навык жевать деснами
- навык тянуться к ложке, удерживать ручкой ложку
- навык насыщаться прикормом
- навык мусолить десна и первые зубки сушкой, яблоком.
- навык сидеть в детском стульчике с поддержкой и без
- навык постепенно координировать донесение ложки ко рту (с частыми промахами)
- навык пить из поильника, затем из чашки.
Эти разнообразные навыки являются основой для перехода ребенка на общий стол.
Ух, что там в маминой тарелке? (10-11 месяцев)
Уже к 10-11 месяцам малыш может активно интересоваться содержимым маминой тарелки и пытаться ухватить из нее что-то интересное для себя. Мощно действует механизм подражания: кроха наблюдает, как мама ест и пробует повторить то же самое с той же пищей.
Он уже уверенно сидит в стульчике, знает назначение ложки и активно пытается ее применить. Одни дети только начинают держать ложку, некоторые учатся ее доносить до ротика почти без промаха.
Нужно помнить, что это такой навык, который может легко подмениться мамиными стараниями накормить его в обход усилиям крохи. Мама может спешить, у нее не хватает терпения и выдержки наблюдать за величайшими потугами зачерпнуть еду ложкой и попасть в ротик. Если она часто перехватывает инициативу малыша, то очень быстро сталкивается с фактом отказа ребенка работать ложкой. В таком случае мамино кормление нередко затягивается до 2-3 лет, а подросший ребенок неохотно берется за самостоятельную еду, так как в этом возрасте его привлекают уже другие задачи.
Переходный период (1-1,5 года)
Возраст 1-1,5 года считается переходным в плане питания. Совершенствуется пищеварительная система, растет количество зубиков, развиваются жевательные мышцы, ребенок тянется к твердой еде. Меню становится более разнообразным, а грудное кормление и смесь уже не являются основной пищей, и все чаще служат средством «запивания» твердой пищи и «успокоения» перед сном.
Твердая еда требует усилий и в этом возрасте дети часто устают есть. Это тоже нужно учитывать. Кроме этого, у ребенка развивается определенный вкус и он начинает предпочитать ту или иную еду в противовес остальной. Это тоже является нормой и мудрая мама не станет насильно кормить нелюбимой едой. Она может отложить ее на несколько дней и предложить другие варианты, а потом снова вернуться к этой еде. Важно приучать к разнообразному столу.
Если мама вовремя поддерживала все навыки малыша, он начинает есть с общего стола с минимальной поддержкой. Такой ребенок, гордо восседая на стульчике за трапезой в кругу семьи, активно ест «как большой». Конечно, в меню должны быть основные блюда, которые ест вся семья, с поправкой на текущий возраст ребенка, которому важно получать пищу в вареном, тушеном или печеном виде. Например, мама сделала котлетки — для взрослых они могут быть приготовлены обычным способом, а для ребенка — на пару. Твердая еда (мясо) может разламываться вилкой на более мелкие кусочки или разрезаться ножичком. Овощи — хорошо развариваться и разминаться и т.д.
Расширение рациона (1,5 — 2 года)
С 1,5 до 2 лет меню расширяется еще больше, растет число продуктов, с которыми ребенок уже знаком, причем они могут подаваться в другом виде. Например, если раньше овощи отваривались, то теперь можно вводить сырые овощи как в виде салатов, натертых на мелкой терке, так и в виде отдельных кусочков, которые хорошо тренируют жевательные мышцы.
При этом важно следить, чтобы ребенок при откусывании тщательно жевал, а не пытался заглатывать кусочки. Следим, чтобы не подавился, но незаметно для него, чтобы не спровоцировать излишнюю обеспокоенность.
После 2-3 лет, если все навыки были освоены, ребенок самостоятельно ест за общим столом.
На этом я завершаю эту седьмую часть.
А что делать, если что-то было упущено?
- Не паниковать в первую очередь. Для того, чтобы питание проходило легко, нужна спокойная обстановка, положительно настраивающая на еду.
- Проанализировать свое отношение к еде ребенка. Вы можете найти в своей голове много деструктивных мыслей, препятствующих нормальному формированию пищевого поведения у ребенка. Такое бывает очень и очень часто. Их нужно обязательно корректировать.
- Посмотреть, в чем конкретно возникает проблема с едой у ребенка и проверить, сформированы ли соответствующие навыки.
- Если их нет, начинаем формировать их по принципу от простого к сложному. Ребенку нужно пройти тот же путь, который обычно проходит малыш в соответствующем возрасте.
- Если навыки есть, но проблема остается, смотрим, нет ли страхов, прошлых неудач. Работаем с ними.
Более подробно о формировании нормального пищевого поведения я рассказывала в курсе «Ах, кусочки, комочки: как помочь ребенку есть твердую пищу«.
Как писали мне мамы, прошедшие его, они очень сожалели, что такая информация не попалась им раньше, когда все только начиналось на этапе прикорма. Тогда они бы не совершили ряд ошибок.
Поэтому лучше пересмотреть психологию питания ребенка сейчас, пока еще можно что-то поправить, чтобы дети с нарушенным пищевым поведением, став взрослыми, не столкнулись с более серьезными проблемами и заболеваниями пищеварительной системы на физическом и психологическом уровне. Здоровая, вкусная и полезная пища должна радовать (иначе откуда возьмется аппетит 🙂 ) и приносить пользу растущему организму ребенка.
И напоследок, пожалуйста, напишите в комментариях, были ли полезны вам статьи по этой теме? Мне очень важно узнать ваше мнение. Спасибо! 🙂
Бегло просматривала все статьи. Согласна со всем, основываясь на собственном опыте ( два сына 6 лет и 3 года). С первым совершила много ошибок, со вторым почти нет, но уже основываясь на появившемся наконец материнском инстинкте. Если бы прочитала 6 лет назад ваши статьи, наверное, была бы получше ситуация с питанием старшего сына. Рекомендую молодым мамочкам!